Используй слова из «Литературного сундучка». кожуры первые зеленые листики
«...сверкнул огонёк — будто звезда среди ветвей запуталась
«будто это не люди разговаривают, а деревья шумят »
«Небо чёрное, ни одной звездочкой на землю не глядит»
эпитет
сравнение
5. Исследуй слова и выражения.
Автор в тексте использует «искусство слова».
Определи выразительные средства языка.
олицетворение
фразеологизм
«Видимо-невидимо»
«Не чуя под собой ног»
«Выглядывают из-под тёмной
«Ветер снегом ей глаза порошит, платок с неё рвёт»
«...зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер»
«костёр горит, чуть ли не до самого неба достаёт»
«Глядит девочка - наглядеться не может »
38
По жанровым признакам стихотворение является посланием. При этом данное стихотворение можно назвать и гимном высокому и светлому чувству Любви. Именно «песнь торжествующей любви» услышал в стихотворении Пушкина композитор М. И. Глинка, написавший на стихи поэта романс.
Вглядимся в композицию стихотворения. Оно делится на три равных части – по две строфы в каждой. Первая посвящена воспоминанию о давней петербургской встрече с юной красавицей Анной Керн, воспроизводит то, что особенно запомнилось в те краткие часы званого вечера у Олениных («милые черты» ; «голос нежный») . Пушкинская строфа идеальна, потому что она равна самой себе. Жизнь остановилась. Звучит только вдохновенный гимн бытию:
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Вторая часть отделена от того, о чем говорилось раньше, значительным промежутком времени; коротким предложением открывается II часть.
Бурное, стремительное течение жизни, её беды и тревоги заглушили, стерли из памяти «небесные черты» . Но мир у Пушкина целен и неделим. В приобретенной безмерности у него все:
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Какая неудержимая стремительность (она усиливается повторяющимся союзом «и») .
И внезапно и стремительно «душе настало пробужденье, и вот опять явилась ты...» . Все дальнейшее – светлый порыв воскресшего чувства.
Оказывается, жизнь не остановилась. Чувство растет. У Пушкина проходит всего одно мимолетное виденье, и поток захватывает нас. Чувство достигает своего апогея и уносит в бездну:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Таким образом, чувства лирического героя претерпевают изменения: сначала грустное и нежное воспоминание, затем горестное сознание утраты и, наконец, торжественный взлет радости и восторга.
Стихотворение создано в излюбленной пушкинской форме: стихотворным размером ямбом с чередованием точных женских и мужских рифм. В пушкинском стихотворении редко, но все же встречаются различные тропы, которые нам увидеть новые черты и грани изображаемого, глубже понять смысл (метафора “гений чистой красоты”, эпитеты: “чудное”, “мимолетное виденье”).
Удивительно подобрана звукопись: поэт сочетает гласные и согласные, не включая резко задевающие слух шипящие. Это и придает стихотворению необыкновенную легкость и певучесть. Мелодическое звучание строк здесь является поэтическим средством передачи впечатления чистоты, целомудренности восхищения автора женской красотой. Источник этой музыкальности и в ритмическом рисунке послания, в необычайно легком, волнообразном чередовании ямбических стоп, в повторении рифмующихся окончаний, в усилительных смысловых повторах строк, в интонационной и смысловой перекличке первой и пятой, четвертой и последней строф.
В целом стихотворение можно назвать восторженным утверждением радости любви и жизни.