«Слово о полку Игореве» посвящено трагическому событию русской истории - походу новгород-северского князя Игоря Святославовича на половцев, героической битве и жестокому поражению на берегах реки Кая-лы. Произведение является выдающимся памятником древнерусской литературы. Существует множество переводов произведения на современный язык. Оно столь же значимо для исследователей и притягательно для поэтов, как «Гамлет» для драматургов и актеров. Огромное эмоциональное воздействие «Слова о полку Игореве» неизменно на протяжении столетий. В чем же секрет художественного обаяния этого произведения? С каких литературных приемов автору удалось достичь высот поэтического совершенства? Можно сказать, что жанр «Слова о полку Игореве» — военная повесть, однако описание деталей воинского снаряжения, тактических особенностей битвы и последствий неудачи составляет лишь внешнюю сюжетную канву произведения, но далеко не исчерпывает его содержания. Повествование объединяет и жанры устной народной поэзии — «плач» и «славу». «Слово» начинается с упоминания о Бояне, который «жил в громе дедовских побед» и слагал хвалебные песни в честь князей: Вещие персты он подымал, И на струны возлагал живые, — Вздрагивали струны, трепетали, Сами «нязяж славу грохотали. Автор же прославляет подвиги русских воинов, которые «добывают острыми мечами князю — славы, почестей — себе!», величие единой, сильной Руси: Венецейцы, греки и морава Что ни день о русичах поют, Величают князя Святослава, Игоря отважного клянут. «Славой» молодым князьям, пытающимся, пусть и безуспешно, не щадя жизни отстоять родные рубежи, и завершается произведение: Слава всем, кто не жалея сил За христиан полки поганых бил! Здрав будъкнязь, и вся дружина слава! Слава князям, и дружине слава/ Другой фольклорный жанр, противоположный по настроению «славам», — «плач». Его использование создает необычайно богатую эмоциональную палитру произведения. Примером этого жанра служит знаменитый плач Ярославны, скорбящей о пропавшем муже, обращающейся к одушевленным Ветру, Днепру и Солнцу с мольбой о Игорю и с горьким упреком в безучастности к его судьбе. Отдельным жанром древнерусской литературы, который и объявлен в заглавии, является «слово». Название соответствует современному «речь» — это жанр ораторского искусства (предположительно, текст «Слова о полку Игореве» создавался для устного рассказа или пения). Но, как уже говорилось, это произведение — уникальный синтез разных жанров, а «слово» включено в него «в чистом виде» отдельным фрагментом. «Золотое слово» Святослава, воплощающее авторскую идею о единении Руси, о восстановлении ее могущества путем забвения княжеских распрей перед лицом внешнего врага, также «со слезами смешано», горем пронизано: «О сыны, не ждал я зла такого! Загубили юность вы свою...». Такое смешение контрастных по эмоциональному восприятию жанров придает дополнительную напряженность сюжету, усиливает накал сопереживания героям. Жизненные коллизии предстают многоплановыми, вызывают противоречивые мысли и чувства, притягивают внутренним драматизмом и постоянно держат читателя в напряжении.
Старуха Изергиль возмущена Ларрой и восхищается Данко, она недаром рассказывает о том, что с риском для жизни одного своего возлюбленного, ей, конечно же, хочется быть похожей на Данко, но в ней никогда не было бескорыстной любви к людям, подобной любви Данко, она всю жизнь прожила только для себя, и теперь, на краю могилы, не испытывает к людям особой любви, ей кажется, что красавцев стало меньше, а значит и смелых людей меньше, ведь она утверждает: "Красивые всегда смелы". Она уже плохо понимает окружающих её людей.