Исследователь писал о максиме максимыче: "в максиме максимыче лермонтов художественно наметил такое цельное миросозерцание, гармоничное и спокойное, такую красоту душевную, перед которой он сам склонялся бы ниц. в простой и будничной оболочке раскрылись поэту добро и нравственная тишина" о печорине мы впервые слышим из уст максима максимыча. в его рассказе раскрывается душа старого служаки-доброта, здравый смысл, прочность жизненных позиций и вместе с тем его ограниченность. в сложных отношениях с максимом максимычем становится яснее характер печорина-его необыкновенные качества и его пороки. какие?
Но еще до знакомства с исповедью Печорина читатель имел возможность задуматься над его характером и в какой-то степени объяснить и понять его, Не случайно рассказ о Печорине дается в два приема. Автор замечает, что не может «заставить штабс-капитана рассказывать, прежде, нежели он начал рассказывать в самом деле» , и прерывает рассказ Максима Максимыча описанием перевала через Крестовую гору. Эта намеренная пауза чрезвычайно важна: пейзаж, замедляя развитие сюжета, позволяет сосредоточиться, подумать о личности главного героя, объяснить его характер.
Каким же показан Печорин в этой повести? Что нового узнает о нем читатель? В повести «Бэла» характер героя вырисовывался равным образом из его поступков и отношений с людьми, в повести «Максим Максимыч» Печорин в сущности бездействует. В повести «Бэла» мы слышим о Печорине из уст человека, близко его знавшего, но не силу ограниченности своего кругозора, понять сложную натуру героя. Здесь читатель узнает о Печорине от автора. Важнейшим средством характеристики Печорина в этой повести является психологический портрет.
На изменения в характере намекают и некоторые детали портрета героя: появившаяся «нервическая слабость» , равнодушно-спокойный взгляд, Здесь читатель видит Печорина, почти отказавшегося от надежды возродиться к жизни. Путешествие — последняя попытка заполнить существование новыми впечатлениями, переменой мест, но герой знает, что и оно не принесет ему счастья и ничего не изменит в его судьбе: он вряд ли вернется из Персии, ему незачем возвращаться.
В заключение полезно остановиться на вопросе, есть ли у Печорина какое-нибудь внутреннее оправдание перед Максимом Максимычем. Встреча с ним — последний штрих, подчеркивающий одиночество героя, его нежелание найти понимание и поддержку у людей