Один из таких праведников – герой повести «Очарованный странник» Иван Северьяныч Флягин.
«Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке… Этому новому нашему сопутнику, оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого».
Таким предстает перед читателями Иван Северьяныч Флягин. С первых же строк автор дает понять, что его герой – истинный сын своего народа, тот, кто издавна считается его защитой и опорой, «русский богатырь». Ему пятьдесят три года, и позади целая жизнь, полная приключений, тревог, странствий. Рожденный крепостным, Иван Северьяныч был кучером у своего барина и беглым крепостным, был конокрадом и нянькой «девочки-воспитомки», десять лет жил среди татар, подчиняясь их обычаям, но когда попал на родину, был наказан за побег из крепостной неволи и выпущен на свободу; был конэсером, убил любимую женщину, служил под чужим именем в солдатах; награжденный за храбрость Георгиевским крестом и произведенный в офицеры, вынужден был служить в театре «демоном», И, наконец, «оставшись совсем без крова и пищи», пошел в монастырь. Вся жизнь Флягина в пути, он странник.
Философ Серебряного века Н. Бердяев считал, что странничество, являясь элементом национального самосознания, традиционно и что за ним стоит поиск смысла жизни, но не в частных земных делах, а в обретении Царства Божия, такого состояния души, когда мирские ценности ничто в сравнении с высокой идеей Бытия в Боге. Для главного героя повести странничество не столько физическое перемещение в пространстве, сколько духовное – в постижении высшего смысла жизни. И странствия его ещё далеко не закончены. И если отрешиться от всех внешних перипетий его судьбы, то его жизненный путь – путь к вере, к тому миропониманию и душевному состоянию, в котором мы видим героя на последних страницах повести: «мне за народ очень помереть хочется».
Мятущаяся душа Ивана Северьяныча Флягина ищет Царства Божия. Для героя повести этот высший идеал открывается в одном из его видений: «Взмело песок тучею, и нет ничего, только где-то тонко колокол тихо звонит, и весь как алой зарею облитый большой белый монастырь по вершине показывается…». В конце повести Иван Северьянович действительно приходит в монастырь. Повиновение, покой и послушание составляют его жизнь теперь.
Путь героя начинается не с рождения и даже не с момента самостоятельной жизни. Переломным моментом в судьбе Флягина стала любовь к цыганке Грушеньке. Это светлое чувство и стало основой нравственного роста, который претерпевает Иван Северьяныч. До встречи со своей любовью он, имея ростки добра в душе, часто бывал очень жесток. Случайно, из «форейторского озорства» убив монаха, запоров насмерть Савакирея из-за тяжбы с конем, Иван Северьяныч особенно не задумывается об этом, и мысли об убитых им людях не часто посещают его. Но даже когда к нему во сне является убитый им монашек, «плачущий, как баба», Флягин не воспринимает это как нечто ужасное и необычное, а говорит с ним, а проснувшись, «про все это забывает». И дело здесь не в том, что в характере Ивана Северьяныча жестокость, просто нравственное чувство в нем еще не развито, а вырасти человечности в его душе любовь.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — высший образец народного стиля некрасовской поэзии. Народно-песенная и сказочная стихия поэмы придает ей яркий национальный колорит и прямо связана с верой Некрасова в великое будущее народа. Некрасов использовал в поэме почти все жанровое многообразие русского народно-поэтического творчества: сказки, былины, легенды, загадки, пословицы, поговорки, песни семейно-бытовые, любовные, свадебные, исторические.Стилю поэмы свойственно богатство эмоциональных звучаний, разнообразие поэтической интонации: лукавая улыбка и неторопливость повествования в «Прологе» сменяется в последующих сценах звонким многоголосием бурлящей ярмарочной толпы, в «Последыше» — сатирической насмешкой, в «Крестьянке» — глубоким драматизмом и лирической взволнованностью, а в «Пире — на весь мир» — героическим напряжением и революционной патетикой.
«Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке… Этому новому нашему сопутнику, оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого».
Таким предстает перед читателями Иван Северьяныч Флягин. С первых же строк автор дает понять, что его герой – истинный сын своего народа, тот, кто издавна считается его защитой и опорой, «русский богатырь». Ему пятьдесят три года, и позади целая жизнь, полная приключений, тревог, странствий. Рожденный крепостным, Иван Северьяныч был кучером у своего барина и беглым крепостным, был конокрадом и нянькой «девочки-воспитомки», десять лет жил среди татар, подчиняясь их обычаям, но когда попал на родину, был наказан за побег из крепостной неволи и выпущен на свободу; был конэсером, убил любимую женщину, служил под чужим именем в солдатах; награжденный за храбрость Георгиевским крестом и произведенный в офицеры, вынужден был служить в театре «демоном», И, наконец, «оставшись совсем без крова и пищи», пошел в монастырь. Вся жизнь Флягина в пути, он странник.
Философ Серебряного века Н. Бердяев считал, что странничество, являясь элементом национального самосознания, традиционно и что за ним стоит поиск смысла жизни, но не в частных земных делах, а в обретении Царства Божия, такого состояния души, когда мирские ценности ничто в сравнении с высокой идеей Бытия в Боге. Для главного героя повести странничество не столько физическое перемещение в пространстве, сколько духовное – в постижении высшего смысла жизни. И странствия его ещё далеко не закончены. И если отрешиться от всех внешних перипетий его судьбы, то его жизненный путь – путь к вере, к тому миропониманию и душевному состоянию, в котором мы видим героя на последних страницах повести: «мне за народ очень помереть хочется».
Мятущаяся душа Ивана Северьяныча Флягина ищет Царства Божия. Для героя повести этот высший идеал открывается в одном из его видений: «Взмело песок тучею, и нет ничего, только где-то тонко колокол тихо звонит, и весь как алой зарею облитый большой белый монастырь по вершине показывается…». В конце повести Иван Северьянович действительно приходит в монастырь. Повиновение, покой и послушание составляют его жизнь теперь.
Путь героя начинается не с рождения и даже не с момента самостоятельной жизни. Переломным моментом в судьбе Флягина стала любовь к цыганке Грушеньке. Это светлое чувство и стало основой нравственного роста, который претерпевает Иван Северьяныч. До встречи со своей любовью он, имея ростки добра в душе, часто бывал очень жесток. Случайно, из «форейторского озорства» убив монаха, запоров насмерть Савакирея из-за тяжбы с конем, Иван Северьяныч особенно не задумывается об этом, и мысли об убитых им людях не часто посещают его. Но даже когда к нему во сне является убитый им монашек, «плачущий, как баба», Флягин не воспринимает это как нечто ужасное и необычное, а говорит с ним, а проснувшись, «про все это забывает». И дело здесь не в том, что в характере Ивана Северьяныча жестокость, просто нравственное чувство в нем еще не развито, а вырасти человечности в его душе любовь.