«Исторический комменарий». Из воспоминаний офицера русской армии Ф.Ф.Торнау, который
находился в плену у горцев. Л.Толстой взял из этих воспоминаний
рассказ о дружбе пленного офицера с татарской девочкой, которая
прибегала его проведать и приносила еды. Торнау пишет, что он
прикормил собаку, которая его охраняла. В плену он рисовал фигуры и
резал по дереву так, что даже черкесы просили его вырезать для них
палки. Эти факты, немного изменив, и использовал Толстой.
Из своей офицерской жизни он взял воспоминания о том, как за ним
гнались чеченцы и чуть не взяли его в плен.
3. Подумайте над вопросом: почему рассказ называется «Кавказский
пленник», хотя в нем повествуется о двух пленниках?
4.ФО: Перечитать 1 главу, разделить на смысловые части, составить
простой план.
Василь Трош – хлопець 14 років, познайомився з головними героями по приїзді у село. Він з самого початку веде себе зухвало та зверхньо, дражнить хлопців та вихваляється, що він майбутній майстер велосипедного спорту. «Неприємний суб’єкт», - каже про нього Митько. Василь також приїхав на літо до бабусі. Однак його поведінка і тут не ввічлива. Він не звертав на бабусю жодної уваги, весь день їздить на велосипеді. Василь розповів хлопцям про таємничу істоту в озері та подарував шматок бурштину з застиглою у ньому комахою. Спочатку хлопці змінили свою думку щодо нього. Але потім з’ясувалося, що Василь хотів їх налякати. Він вигадав історію, залишав сліди та, навіть, зробив собі костюм. Однак, лякаючи Митька з Сергієм, Василь заплутався у костюмі й ледь не втопився. Хлопці врятували йому життя. Василь продовжував вихвалятись та насміхатись, але так і не зрозумів, що «влаташтував … такі чудові канікули» для хлоців.
Объяснение:
1 вариант : Традиционны и новы проблемы морали, которые сегодня разрабатываются рассказчиками. И рассказы Мурада Мухаммад Дуста, вошедшие в его сборник “Гды ты, эхо радости?” (1976г.) отмечены национальным своеобразием; его герои - люди добрые и совестливые. Этот сборник рассказов пронизан оптимистической верой писателя в человека, его духовные возможности. Но герои его не просто добры, они социально активны, верны нравственным принципам.
Непосредственность и прямота, глубина и серьезность отношения к жизни, собственные мироощущения и связанное с этим ощущения новаторства ясно проступают в повестях “Старики”, “Возвращание в Галатепе” Мурада Мухаммад Дуста. Здесь нет ни лирико-элегической, ни социально-сентиментальной тональности, а есть восточная неторопливость, соответствующая возрасту и образу его героев.
Автор показывает борьбу и сложные социальные конфликты. У его героев есть своя “малая родина” - Галатепе. Именно там они могут свободно жить, действовать, утверждаться, там, в своем родном уголке земли. Кажется, что выводи автор этих стариков в другой город, и они потеряют часть своего очарования, колорит речи, свое место в жизни.
Яркость языка писателя - это неординарность его мышления, мировоззрения и мировосприятия. Художественная ценность таких произведений, как повести М.М.Дуста, определяется умением автора индивидуализировать созданные им картины жизни.
К раскрытию проблемы человеческого характера М.М.Дуст идет путем анализа индивидуальной психологии, внутреннего мира, художественного исследования мировосприятия героя.
Вариант 2 :Современная узбекская проза малых жанровых форм - прежде всего рассказы и повести - в своих художественных решениях развивая традиции предшествующих лет, открыла немало нового в исследовании, осмыслении жизненных явлений, так и в художественно-изобразительных решений.
Новелистика в лучших своих образцах проявляет пристальный интерес к многоликой действительности, пытаясь познать ее, ярко запечатлеть в богатстве сюжетно-композиционных форм обобщения, типизации явлений.
Высокая гражданственность пронизывает творчество лучших новелистов, представляющих разное поколение, стили, творческие интересы. Новелла - малый прозаический жанр, сопоставимый по объему с рассказом (что дает иногда повод для их отождествления: существует т.з. на новеллу как разновидность рассказа), но отличающийся от него острым центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью.