Итоговая контрольная работа по литературе. 5 класс
1. Сказ – это…
А) это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл.
Б) занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
В) повествование, ведущееся в произведении в характерной манере, с оборотами речи того лица, от имени которого ведётся рассказ.
2. Лирика включает в себя…
А) пьесы, сценки.
Б) стихотворения.
В) рассказы, повести, романы.
3. Стихотворение – это…
А. Произведение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряжённым сюжетом.
Б. Написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевное переживание.
В. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл.
4. Назовите автора и произведение, из которого взяты эти строки
«Мальчик стоял неподвижно и не спускал глаз с огромной птицы. Вдруг он вспомнил, что глухаря часто берут с собакой. Охотники рассказывали, что глухарь, сидя на дереве, с любопытством смотрит вниз, на заливающуюся лаем собаку, а порой и поддразнивает её. Охотник тем временем незаметно подходит с тыла и стреляет».
5. Назовите автора произведений «Синюшкин колодец», «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка». Что вы о нем знаете?
6. Назовите три рода литературы.
7. Что такое рифма? Перечислите виды рифм.
8. Какое произведение так заканчивается: (Укажите название произведения, его героев и автора).
«на стене сбоку, как войдешь в церковь, намалевал он черта в аду, такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо; а бабы, как только расплакивалось у них на руках дитя, подносили его к картине и говорили: «Он бачь, яка кака намалевана!» — и дитя, удерживая слезенки, косилось на картину и жалось к груди своей матери. »?
9. Из какого произведения эти строки? Укажите автора и название. О чем это произведение?
Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном ,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
10. Что такое эпитет? Приведите пример из предыдущего задания
11. Определите стихотворный размер:
Кот поёт, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре,
За окном бушует буря,
Ветер свищет на дворе.
12. В каком произведении, изученном вами в 5 классе, поднимается тема отношения человека к природе. Обоснуйте свой ответ.
13. В каком произведении, изученном вами в 5 классе, поднимается тема человека изменить свою судьбу. Обоснуйте свой ответ.
14. Определите стихотворный размер, вид рифмы:
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
15. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. О чем в этой книге рассказывается. «При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»
16. Какое из прочитанных произведений вам больше всего запомнилось? Почему? ( 5-7 предл)
Такие разные знакомые
У меня очень много знакомых, как, наверное, у большинства современных людей. Мои знакомые - очень разные люди. С кем-то я вместе учусь, кто-то живет по соседству, кого-то я постоянно встречаю, когда хожу в кружки и спортивные секции. Кроме того, можно назвать знакомыми и друзей моих родителей, и тех взрослых, с кем я постоянно сталкиваюсь - например, соседей. Так что мои знакомые разного возраста. Выглядят они тоже по-разному. Ну, это неудивительно: все люди разные. Отличаются у них и вкусы во всем, от одежды до предпочтений в музыке, фильмах и книгах. А еще у них разные мировоззрения: кто-то атеист, а кто-то ходит в церковь. Но это не мешает мне общаться со всеми этими людьми, несмотря на все различия между нами.
1. Название местечка, в котором происходит действие повести? - Княжье-Вено
2. Кем по профессии был отец главного героя? - Судья
3. Как зовут главного героя повести, от имени которого ведется повествование? - Вася
4. Какое чувство испытывал герой после смерти матери? - подавленность, печаль
5. Как относились к Васе все окружающие? - По-разному. Сестренка его любила, отец и нянька сестры считали "негодным мальчишкой", нищие в основном относились хорошо, не считали его барчуком и общались с ним. С Валеком и Марусей Вася дружил.
6. Как вы охарактеризуете отношения Васи и Сони? - Вася очень любил свою сестренку, и она тоже любила брата. Им запрещала играть вместе нянька, которая считала, что общение с Васей девочке не на пользу.
7. Какие чувства испытывал Вася к отцу? - Вася любил отца, но мальчика пугало его строгое лицо и печальный вид. Вася хотел, чтобы отец приласкал его, но боялся подойти к отцу.
8. Как изменилось отношение Васи к отцу после общения с Валеком? - Вася стал больше уважать отца, узнав, как хорошо отзываются о нем Тыбурций и Валек.
9. Что больной девочке на время повеселеть? - Кукла васиной сестры
10. Что было "редким блюдом" для бедных детей? - Мясо. "мясное блюдо для них невиданной роскошью" .
2. Согласитесь или опровергните данные утверждения (поставьте «да» или «нет»).
1. Маруся любила играть. - нет. Она была слишком слаба, чтобы играть.
2. Осенью здоровье Маруси стало поправляться. - Нет. Осенью ей стало хуже
3. Вася украл куклу Сони. - Можно ответить и да, и нет. Да - потому что взял ее, не спросив отца, или Нет - потому что сестренка согласилась дать куклу на время.
4. Отец Васи после истории с куклой попросил у сына прощение. - Да
5. Отец Васи наказал сына, узнав что он отдал куклу нищей девочке. - Нет. Не успел.
3. Узнайте героя повести:
А) «Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум». - Тыбурций Драб, нищий.
Б)«Это был мальчик лет девяти, ... худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек». - Валек, сын Тыбурция
В) «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца». - Маруся, дочь Тыбурция, сестра Валека
Г) «… кругла, как пышка, и упруга, как мячик… резво бегала, звонко смеялась… темные косы…» - Соня, сестра Васи