В
Все
М
Математика
О
ОБЖ
У
Українська мова
Х
Химия
Д
Другие предметы
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
М
Музыка
Э
Экономика
Ф
Физика
Б
Биология
О
Окружающий мир
У
Українська література
Р
Русский язык
Ф
Французский язык
П
Психология
О
Обществознание
А
Алгебра
М
МХК
Г
География
И
Информатика
П
Право
А
Английский язык
Г
Геометрия
Қ
Қазақ тiлi
Л
Литература
И
История
katyastulova23
katyastulova23
18.12.2020 01:11 •  Литература

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

1 задание.

Прочитайте отрывок из повести В.П.Катаева «Белеет парус одинокий» и выполните задания.

(1) Петя решил наскоро выкупаться. (2) Но едва мальчик, разбежавшись, бултыхнулся в море и поплыл на боку, расталкивая прохладную воду коричневым атласным плечиком, как тотчас забыл все на свете.

(3 )Сперва, переплыв прибрежную глубину, Петя добрался до первой мели. (4) Он взошел на неё и стал прогуливаться по колено в воде, разглядывая сквозь прозрачную толщу отчетливую чешую песчаного дна. (5)На первый взгляд могло показаться, что дно необитаемо. (6)Но стоило только хорошенько присмотреться, как в морщинах песка обнаруживалась жизнь. (7) Там передвигались, то появляясь, то зарываясь в песок, крошечные кувшинчики рака-отшельника. (8)Петя достал со дна один такой кувшинчик и ловко выдернул из него ракообразное - даже были крошечные клешни! - тельце моллюска.

(9)Потом мальчик заметил в воде медузу и погнался за ней. (10)Медуза висела прозрачным абажуром с кистью таких же прозрачных щупалец. (11)Казалось, что она висит неподвижно. (12)Но это только казалось. (13)Тонкие закраины ее толстого купола дышали и волновались синей желатиновой каймой, подобно краям парашюта. (14)Щупальца шевелились. (15) Она косо уходила вглубь, как бы чувствуя приближающуюся опасность. (16)Но Петя настиг ее. (17)Осторожно - чтобы не прикоснуться к ядовитой кайме, обжигающей, как крапива, - мальчик обеими руками схватил медузу за купол и вытащил увесистое, но непрочное ее тело из воды, с силой зашвырнул животное на берег. (18)Роняя на лету оторвавшиеся щупальца, медуза шлепнулась на мокрый песок. (19)Солнце тотчас зажглось в её слизи серебряной звездой.

(20)Петя испустил вопль восторга и, ринувшись с мели в глубину, занялся своим любимым делом - стал нырять с открытыми глазами. (21) Какое это было упоение! (22) На глубине перед изумленно раскрытыми глазами мальчика возник дивный мир подводного царства. (23)Сквозь толщу воды, увеличенные, как в лупу, были явственно видны разноцветные камешки гравия. (24)Они покрывали дно, как булыжная мостовая. (25)Стебли подводных растений составляли сказочный лес, пронизанный сверху мутно-зелеными лучами солнца, бледного, как месяц.

(26) Среди корней, рогами расставив страшные клешни, проворно пробирался боком большой старый краб. (27)Он нес на своих паучьих ногах дутую коробочку спины, покрытую известковыми бородавками моллюсков. (28)Петя ничуть его не испугался. (29)Он хорошо знал, как надо обращаться с крабами. (30)Их надо смело хватать двумя пальцами сверху за спину. (31)Тогда краб никак не сможет ущипнуть. (32)Впрочем, краб не заинтересовал мальчика. (33)Пусть себе ползет, не велика редкость. (34)Гораздо интереснее казались морские коньки. (35)Как раз небольшая их стайка появилась среди водорослей. (36) С точеными мордочками и грудками - ни дать ни взять шахматный конь, но только с хвостиком, закрученным вперед, - они плыли стоймя, прямо на Петю, сверкая перепончатыми плавниками крошечных подводных драконов. (37)Как видно, они совсем не предполагали, что могут в такой ранний час наткнуться на охотника.

(38)Сердце мальчика забилось от радости. (39)У него в коллекции был всего один морской конек, и то какой-то сморщенный, трухлявый. (40)А эти были крупные, красивые, один в одного. (41)Было бы безумием пропустить такой исключительный случай. (42)Петя вынырнул на поверхность, чтобы набрать побольше воздуха и поскорее начать охоту. (43)Но вдруг он увидел на обрыве отца. (44)Отец размахивал соломенной шляпой и что-то кричал. (45)Петя быстро надел костюм прямо на мокрое тело и стал взбираться наверх.

(По В.Катаеву)

Озаглавьте текст.

Определите тип речи текста.

Передайте содержание текста при предложений.

Как вы понимаете значение слова «мель» в предложении №3?

Замените слово «атласным» (предложение №2) стилистически нейтральным синонимом.

Укажите, какую метафору использует автор текста в предложении №7, изображая рака-отшельника.

В предложениях № 9-19 найдите и укажите пример использования сравнения.

При каких слов автор текста передает восторг Пети? Запишите эти слова.

Перечислите, какие обитатели подводного мира встретились Пете?

Напишите памятку безопасного купания в водоёмах.

Показать ответ
Ответ:
Dailll
Dailll
01.09.2022 12:40

Комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль" и Н.В.Гоголя "Ревизор" до сих пор не сходят с подмостков театров. Зрители в зале хохочут так же весело, как и много лет назад - точнее говоря, в 1781 и 1836 годах, когда были написаны эти пьесы. И сейчас, в 21-м веке, эти произведения остаются невероятно смешными.

Однако они не только смешны. Зритель, смеясь над глупым Митрофанушкой или незадачливыми чиновниками из уездного города Эн, не может не осознавать, что эти образы, к сожалению, типичны. И это уже не смешно. Более того, современный зритель прекрасно видит, что эти типажи никуда не делись - они прекрасно чувствуют себя в 21-м веке, просто выглядят чуть иначе. И это тем более не смешно.  

Можно хохотать над помещичьим сынком, который в почти шестнадцать лет едва умеет читать и путает части речи. Но зритель-современник Фонвизина прекрасно понимал то, что таких митофанушек по России тысячи и они  вот-вот придут во взрослую жизнь и начнут управлять как минимум своим поместьем - это грустно. Можно смеяться над тем, как чиновники пресмыкаются перед Хлестаковым, принятым ими за ревизора. Однако зритель прекрасно понимает, что таких чиновников множество и в руках именно таких ляпкиных-тяпкиных, городничих и земляник зачастую большая власть. А вот это уже не смешно, а страшно.

0,0(0 оценок)
Ответ:
диана2470
диана2470
02.08.2020 05:28
Я сидел дома и писал сочинение на тему
Осень. Но вдруг зазвонил телефон. Я
поднял трубку, это был мои друзья. Они
позвали меня гулять. Но так-как я не
зделал уроки, я сказал чтоб они
подождали 10 минут. Я сел за стол, и стал
писать сочинение очень быстро. Когда я
писал, я даже не замечал ошибок. Ну вот
я управился за 10 минут. Я написал
сочинение, и пошёл гулять. Когда я пришёл
домой, я поел и пошёл спать. Утром я
пошёл в школу. И здал тетрадь где я

писал сочинение. На второй день я пришёл
в школу, сел за парту. И вот! Моя тетрадь
лежит у меня на парте уже проверенная
учителем. Я открываю её, а там 2. Там было столько ошибок! Учительница взяла с моей парты
тетрадь, и зачитала всему классу моё сочинение. Весь класс хохотал. Теперь я знаю: Поспешишь -
людей насмешишь.
0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Литература
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота