Итоговое тестирование по литературе за курс 5 класса
Вариант 1
Часть 1
Выполните задания
А1. Соотнесите авторов с названиями их произведений.
1. Л.Н.Толстой а) «Медной горы Хозяйка»
2. В.Г.Короленко б) «Двенадцать месяцев»
3. П.П.Бажов в) «В дурном обществе»
4. С.Я.Маршак г) «Кавказский пленник»
1)1б, 2а, 3г, 4в 3) 1а, 2б, 3в, 4г
2)1в, 2а, 3б, 4г 4) 1г, 2в, 3а, 4б
А2. Соотнесите авторов с названиями их сказок.
1. А.Погорельский а) «Сказка о мёртвой царевне…»
2. В.А.Жуковский б) «Снежная королева»
3. А.С.Пушкин в) «Чёрная курица, или Подземные жители»
4. Х.К.Андерсен г) «Спящая царевна»
1) 1а, 2б, 3в, 4г 3) 1в, 2г, 3а, 4б
2) 1б, 2а, 3г, 4в 4) 1г, 2в, 3а, 4б
А3. «Четвёртое лишнее»
1) «Заколдованное место» 3) «Сказка о царе Салтане…»
2) «Руслан и Людмила» 4) «Сказка о мёртвой царевне»
А4. Соотнесите имена зарубежных писателей с названиями их произведений.
1. Х.К.Андерсен а) «Сказание о Кише»
2. Д.Дефо б) «Приключения Тома Сойера»
3. М.Твен в) «Снежная королева»
4. Д.Лондон г) «Робинзон Крузо»
1) 1а, 2б, 3в, 4а 3) 1в, 2г, 3б, 4а
2) 1а, 2г, 3в, 4б 4) 1в, 2г, 3а, 4б
А5. Не является жанром устного народного творчества
1) частушка
2) сказка
3) пословица
4) рассказ
А6. «Четвёртый лишний»
1) Жилин 3) Дина
2) Герасим 4) Костылин
А7. «Четвёртый лишний»
1) Пан Тыбурций
2) Герасим
3) Саша Чёрный
4) Робинзон Крузо
А8. Не является произведением К.Г.Паустовского
1) «Заячьи лапы»
2) «Васюткино озеро»
3) «Тёплый хлеб»
4) «Кот-ворюга»
А9. Найдите ошибку в определении понятия басня.
1) Жанр литературы.
2) Краткий стихотворный или прозаический рассказ.
3) В основе лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом.
4) Имеет иносказательный, аллегорический смысл.
А10. Соотнесите литературные термины и их определения.
1. Антитеза а) чрезмерное преувеличение
2. Гипербола б) противопоставление образов, картин, понятий, слов
3. Ирония в) скрытое сравнение
4. Метафора г) выражение насмешки
1) 1в, 2б, 3г, 4а 3) 1г, 2а, 3в, 4б
2) 1б, 2а, 3г, 4в 4) 1б, 2а, 3в, 4г
А11. Не является элементом композиции
1) завязка
2) кульминация
3) подтекст
4) развязка
А12. Соотнесите литературные термины и их определения.
1. Эпиграф а) дословная выдержка из какого-либо произведения, дословно приводимые слова
2. Цитата б) основная мысль художественного произведения
3. Тема в) короткий текст перед сочинением, выражающий тему, идею, настроение
произведения
4. Идея г) круг жизненных явлений, изображённых в произведении, то, о чём говорится
1) 1в, 2а, 3г, 4б 3) 1в, 2г, 3б, 4а
2) 1б, 2а, 3г, 4в 4) 1а, 2б, 3в, 4г
Часть 2
Запишите ответ словом
В1. Этим термином назван приём, позволяющий В.Г. Короленко создать описание внешности своего героя пана Тыбурция: «Роста он был высокого, крупные черты лица были грубовыразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдававшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье…»
В2. Этим термином назван приём автору рассказа «Косцы» И.А. Бунину, нарисовать картину летнего заката: «Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная засохшими колеями, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах».
В3. Как называется изобразительно-выразительное средство языка, выделенное в стихотворных фрагментах:
1. Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шёпот леса
И полдневный летний зной.
(И.А.Бунин. «Помню долгий зимний вечер…»)
2. Задрожали листы, облетая,
Тучи неба закрыли красу,
С поля буря ворвавшися злая
Рвёт и мечет и воет в лесу.
(А.А.Фет. «Задрожали листы облетая…»)
3. Зима недаром злится её пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
(Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…»)
Катерина мечтает о детях: « Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это». Какая бы любящая мать и жена получилась бы из Катерины в других условиях.
Искренняя религиозность Катерины сильно отличается от религиозности Кабанихи и Дикого, для которых религия мрачная сила, подавляющая воля человека. Для Катерины – это поэтический мир сказочных образов: «…До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда службы кончится», - вспоминает она.
Честная, искренняя и принципиальная, она не на фальшь и обман, которыми живут другие жители Калинова. Ее жизнь оказывается невыносимой. Но Катерина – очень сильная натура, и поэтому она ведет борьбу против «темного царства».
Катерина не может свыкнуться с жестоким миром диких и кабаньих, она стремиться отстоять свободу своей личности. Образ Катерины сходен с образом, которая течет, как требует ее природное свойство. По словам Добролюбова, в ее поведении проявляется «решительный, цельный русский характер», который «выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибает, но не изменит себе».
Совсем другая предстает перед нами Варвара. Она не суеверна, не боится грозы. Варвара не считает обязательным соблюдать обычаи. Она смогла при к поведению окружающих ее людей. В ней живет надежда, что, выйдя замуж, она сможет вырваться из этого «темного царства». Варвара презирает бесхарактерность брата, бессердечность матери, но и Катерину она не во всем понимает и поддерживает.
Варвара – дитя «темного царства». Она отнюдь не согласна с его законами, но ей приходится с этим мириться и при к окружающему миру. Если бы она, как и Катерина, не прожила всю жизнь в «темном царстве», то возможно и Варвара смогла также восстать против него. Но все же она оказалась гораздо слабее Катерины. Именно поэтому сложившиеся вокруг нее внешние обстоятельства сломали ее волю, разрушили ее внутренний мир.
Таким образом, Островский с двух образов Катерины и Варвары смог показать в своей пьесе сущность разных типов людей, сравнить их поведение, сравнить их поведение, отношение к жизни, вывести их слабые стороны.
Драматург противопоставляет ей девушку, которая является частью провинциального мира, трезво смотрит на жизнь. Ее душа лишена чего-то возвышенного, не так глубока и сложна, как у Катерины. Это Варвара Кабанова.
Две героини пьесы различаются между собой, но их объединяет реалистичность изображения, которая придает обоим образам особую значимость.
На фоне жителей города Катерина выделяется своими душевными свойствами. Ее непохожесть бросается в глаза. Кудряш в разговоре с Борисом легко узнает героиню по двум-трем фразам, когда племянник Дикого восхищается Катериной, выделяет характерные для нее черты: «...у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится». Так, через оценку окружающих мы узнаем об ангелоподобности молодой Кабановой, ее родстве с небом, которое объясняет чувствительность Катерины к грозе, ее болезненную реакцию на электрические разряды, будто бы проходящие сквозь нее. Героине Островского кажется, что она птица, ей снятся пейзажи, «как на обра- зах». Жена Тихона связывает горний и дальний мир, как ангел являясь посредником между небом и землей.