Итоговый тест по литературе 8 кл
1. Искусство по своей природе:
а) рационально;
б) эмоционально;
в) сочетает в себе и рациональное, и эмоциональное начала.
2. Действующее лицо художественного произведения называется:
а) образом; б) персонажем; в) типом.
3. Тема произведения - это:
а) главная идея;
б) объект отражения;
в) конкретная описанная ситуация.
4. Идея произведения - это:
а) то, что хотел сказать автор;
б) нравственный «урок» произведения;
в) главная обобщающая мысль произведения.
5. Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы?
а) да; б) нет; в) на во нельзя дать однозначного ответа.
6. Композиция - это:
а) последовательность событий и действий;
б) движение произведения от завязки до развязке;
в) последовательность частей и элементов произведения.
7. Описание автором собственной жизни называется …
а) жизнеописанием;
б) автобиографией;
в) портретом.
8. Пояснение автора, которым сопровождаются поступки героев, интонации их речи, жесты, обстановка действия называется …
а) мизансцена; б) картина; в) ремарка.
9. Кому из литературных героев принадлежат слова: «Казнить так казнить, миловать так миловать - таков мой обычай»?
а) Мишка Копылев, «Возвращение Копылева», Л. Леонов
б) Пугачёв, «Капитанская дочка», А.С. Пушкин
в) Аммос Фёдорович, «Ревизор», Н.В. Гоголь
10. Какая героиня была на балу в белом платке с розовым поясом, в белых лайковых перчатках и в белых атласных башмачках?
а) Анна Андреевна б) Ася Гагина в) Варенька Б.
11. Что такое житие?
а) историческое повествование, которое велось по годам;
б) обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся событиях;
в) биографии духовных и светских лиц, причисленных к лику святых;
г) произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в Где Н.Н. познакомился с Гагиными?
а) В Англии б) В Германии в) В России
13. Из какого стихотворения взяты строчки и кто их автор?
В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поёт,
Пролежал бы всю ночь до утра я.
Запрокинув лицо в небосвод.
а) С. Есенин «Край любимый»
б) Н.Заболоцкий «Я воспитан суровой природой»
в) М. Лермонтов «Кавказ»
14. Из какого стихотворения взяты строчки и кто их автор?
Я счастлив с вами, ущелья гор,
Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, вспоминая тот взор...
а) Н. Рубцов «Во время грозы»
б) Н.Заболоцкий «Я воспитан суровой природой»
в) М. Лермонтов «Кавказ»
15. Какая была фамилия у М. Горького?
а) Пешков б) Рудин в) Горький
16. Повествование в «Капитанской дочке» ведётся от лица:
а) автора; б) повествователя; в) Петра Гринёва.
17. Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» взят из:
а) былины; б) Библии; в) древнерусских летописей.
18. К какому литературному направлению можно отнести поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
а) сентиментализм; б) реализм; в) романтизм.
19. Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?
а) антитеза; б) ретроспектива;
в) последовательность излагаемых событий.
20. Каков тип композиции рассказа «После бала»?
а) рассказ в рассказе;
б) повествование от первого лица;
в) последовательное авторское изложение событий.
21. Василий Тёркин:
а) историческая личность;
б) сказочный герой;
в) собирательный образ.
22. Какой из видов комического жанра преимущественно использован в комедии «Ревизор»?
а) юмор; б) сарказм; в) сатира.
стояли одна против другой,
обескровленные, измотанные, поредевшие,
но все равно готовые к дальнейшей борьбе.
Французы отошли с занятых ими высот,
русские остались там, где стояли в конце
сражения.
Кутузов сначала намерен был «заутра бой
затеять новый и до конца стоять» и даже
распорядился готовиться к продолжению
сражения, но когда возле полуночи получил
донесение о потерях, — а они превышали 45
тысяч человек убитыми и ранеными, — то
никакого иного решения, кроме
отступления, он принять не мог. Французы
потеряли убитыми и ранеными еще больше,
чем русские, — около 58,5 тысячи солдат и
офицеров и 49 генералов. Однако и у них
не было выбора — они должны были идти
вперед до конца.
«Великая армия» разбилась о
несокрушимую армию России, и потому
Наполеон вправе был сказать: «Битва на
Москве-реке была одной из тех битв, где
проявлены наибольшие достоинства и
достигнуты наименьшие результаты».
А Кутузов оценил Бородинское сражение
по-иному: «Сей день пребудет вечным
памятником мужества и отличной
храбрости российских воинов, где вся
пехота, кавалерия и артиллерия дрались
отчаянно. Желание всякого было умереть
на месте и не уступить неприятелю».
«Двунадесяти языкам» наполеоновского
войска, собранного со всей Европы,
противостояло еще большее число
российских «языцей», собравшихся со всей
империи.
На Бородинском поле плечом к плечу
стояли солдаты, офицеры и генералы
российской армии, сплотившей в своих
рядах русских и украинцев, белорусов и
грузин, татар и немцев, объединенных
сознанием общего долга и любовью к
своему Отечеству.
И потому поровну крови и доблести,
мужества и самоотверженности положили
на весы победы офицеры и генералы:
русский Денис Давыдов, грузин Петр
Багратион, немец Александр Фигнер,
татарин Николай Кудашев и турок
Александр Кутайсов, России верные сыны.
И все же, сколь ни ярки были вспышки
этой искрометной офицерской доблести,
при всей их красивости чем-то напоминали
они торжественные огни праздничного
фейерверка, в то время как лавинная,
всесокрушающая солдатская доблесть
была подобна могучему лесному пожару,
который, ревя и неистовствуя, неудержимо
шел высокой жаркой стеной, круша и
испепеляя все, что стояло на его пути.
История сохранила нам и имена героев
Бородина, солдат и унтер-офицеров —
кавалеров военного ордена Георгия
Ефрема Митюхина, Яна Маца, Сидора
Шило, Петра Милешко, Тараса Харченко,
Игната Филонова и многих иных.