Итоговый тест
Вариант 1
1. Что такое былина:
а)Произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях.
б)Это поэтическая биография народа
в)Это краткое изречение
г) Это рассказ об исторических деятелях.
2. Лирика – это
а) повествование о событиях, предполагаемых в б) род литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора;
в) стихотворение из двух строк.
3. Какая тема раскрывается в повести Пушкина «Станционный смотритель»:
1. Тема маленького человека
2. Тема лишнего человека
3. Тема богатого человека
4. Тема интеллигентного человека.
4. Что такое сатира:
1. Это художественное произведение , в котором гневно осуждаются пороки общества и человека
2. Это произведения, в которых отражается комическое, смешное в жизни.
3. Это художественное произведение, в котором изображается судьба человека
5. Из какого произведения Горького взят этот отрывок?
«Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, впала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни».
6. Из какого произведения взят данный отрывок?
«Собака выла - ровно, настойчиво и безнадёжно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама бес тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».
а) Леонид Андреев «Кусака».
б) Андрей Платонов «Юшка».
в) Фёдор Абрамов «О чём плачут лошади».
7. Что больше всего возмущает Акимыча, главного героя рассказа Носова «Кукла»:
1. Человеческое безразличие
2. Неуважение к чужому труду
3. Хулиганское поведение подростков
4. Хамское отношение между людьми.
8. Что составляло смысл жизни цветка из рассказа Платонова «Неизвестный цветок»?
а) Один раз в день радоваться лучам восходящего солнца.
б) Во что бы то ни стало спрятаться от ветра.
в) Жить, расти, бороться за счастье жить.
9. Какие чувства вызывает у автора Юшка из рассказа А. Платонова «Юшка»?
а) Любопытство, б) Уважение, в) Сострадание.
10.Темой рассказа Е. Носова «Кукла» является:
а) Описание жизни деревенского человека.
б) Изображение нравственных истоков жизни, отношение к земле и природе.
в) История брошенной куклы.
11. К какому типу народных сказок близки сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина?
а) Волшебные б) О животных в) Бытовые.
12. Каково авторское отношение к мужику в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
а) Восхищение, любование.
б) Презрение, пренебрежение.
в) Сожаление, горечь.
г) Безразличие.
13. Определите жанр произведения И. С. Тургенева «Бирюк».
а) Повесть.
б) Очерк.
в) Притча.
г) Рассказ.
14.Почему Бирюк всё же отпустил крестьянина?
а) Постеснялся своей жестокости перед барином.
б) Испугался мести крестьянина.
в мужика.
г) Понял, что крестьянин доведён до крайней степени нищеты.
15. Из какого произведения взят этот отрывок?
«Деревня, будто большим пуховым одеялом, была покрыта
туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва проглядывали темными пятнами, а еще дальше, к реке, уже ничего не было видно...»
Комедия Александра Сергеевича Грибоедова не стареет, хотя ей уже почти двести лет. "Горе от ума" - поразительно талантливое, очень актуальное и смешное произведение. Язык комедии удивление современный, живой и очень образный.
Чацкий - главный герой комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" - представитель "века нынешнего", то есть передовой молодежи начала 19-го века. Он умен и образован, его взгляды прогрессивны.
"Веку нынешнему" в комедии противостоит "век минувший" - косное Фамусовское общество. Для них нормально лгать и притворяться в угоду вышестоящим. Для них высшую ценность представляют чины и деньги. Такие люди никогда не поймут Чацкого. Им проще объявить его сумасшедшим, чем прислушаться к его речам. Даже Софья - девушка, в которую был влюблен главный герой комедии, "девушка сама неглупая предпочитает дурака умному человеку".
Объяснение:
1.В шапке золота литого /-/---/- а
Старый русский великан /-/---/ б
Поджидал к себе другого --/-/-/- а
Из далёких, чуждых стран. --/-/-/ б
Перекрёстный
(М.Ю.Лермонтов)
2.Опять стою я над Невой, -/-/-/-/ а
И снова, как в былые годы, -/---/-/- б
Смотрю и я, как бы живой, -/-/-//- а
На эти дремлющие воды. -/-/---/- б
(Ф.И.Тютчев)
Перекрёстный
3.Пора, красавица, проснись: -/-/--/- а
Открой сомкнуты негой взоры -/-/-/-/- б
Навстречу северной Авроры, -/-/---/- б
Звездою севера явись. -/-/---/- а
(А.С.Пушкин)
Кольцевой
Практическая работа « Стихотворные размеры»
Задание № 2: Определить двусложный размер (записать только название размера, указав количество стоп, например, четырехстопный ямб).
1.У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем, и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом.
(А.С.Пушкин)
ОТВЕТ: Четырехстопный ямб + 2 пиррихия
2.Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах. (А.С.Пушкин)
ОТВЕТ:двустопный четырехсложный размер
3.Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
(М.Ю.Лермонтов)
ОТВЕТ:четырехстопный ямб
4.В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.
(Ф.И.Тютчев))
ОТВЕТ:четырехстопный хорей
5.Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
ОТВЕТ: трехстопный хорей + 1 пиррихий.
.
(А. С.Пушкин)
6.Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
.
(А. С.Пушкин)
ОТВЕТ: двустопный пеон третий( двустопный четырехсложный размер)
7.Я знаю-город будет,
Я знаю-саду цвесть,
Когда такие люди
В стране советской есть.
.
(В.Маяковский)
ОТВЕТ: трёхстопный ямб
Задание № 3: Определить стихотворный размер (записать только название размера).
1.Дождь стучит по грязным лужам,
Мокро стало во дворе.
Скоро стужа здесь наступит,
Холод пробежит по мне.
(Знахаренко Катя)
ОТВЕТ:ямб
2.Какой чудесный зимний день!
На улицу идти не лень.
Кругом звенит весёлый смех,
Ведь пошалить совсем не грех.
(Ломаева Зоя)
ОТВЕТ:ямб
думаю, сделано на 4