Иван Алексеевич Бунин (1870–1953) * * *
(1) Нет солнца, но све́тлы пруды,
(2) Стоят зеркалами литыми,
(3) И чаши недвижной воды
(4) Совсем бы казались пустыми,
(5) Но в них отразились сады.
(6) Вот капля, как шляпка гвоздя,
(7) Упала – и, сотнями игол
(8) Затоны прудов бороздя,
(9) Сверкающий ливень запрыгал –
(10) И сад зашумел от дождя.
(11) И ветер, играя листвой,
(12) Смешал молодые берёзки,
(13) И солнечный луч, как живой,
(14) Зажёг задрожавшие блёстки,
(15) А лужи налил синевой.
(16) Вон радуга... Весело жить
(17) И весело думать о небе,
(18) О солнце, о зреющем хлебе
(19) И счастьем простым дорожить:
(20) С открытой бродить головой,
(21) Глядеть, как рассыпали дети
(22) В беседке песок золотой...
(23) Иного нет счастья на свете.
(1900)
13. Каким размером написано стихотворение?
хореем
дактилем
анапестом
ямбом
амфибрахием
ответ можно сохранять несколько раз
14. Какая рифмовка использована в стихотворении?
парная
перекрёстная и опоясывающая
смежная
кольцевая и смежная
перекрёстная и смежная
ответ можно сохранять несколько раз
15. В какой строке есть инверсия (определение после определяемого слова)?
Выбрать
ответ можно сохранять несколько раз
16. В какой строке есть олицетворение?
Выбрать
ответ можно сохранять несколько раз
17. В каких строках есть метафора?
Отметьте все варианты.
3
6
13
14
20
22
23
ответ можно сохранять несколько раз
18. В каких строках есть сравнение?
Отметьте все варианты.
2
3
6
14
15
22
23
ответ можно сохранять несколько раз
19. Какое прилагательное из перечисленных не является эпитетом в этом стихотворении?
простым
светлы
золотой
недвижной
солнечный
ответ можно сохранять несколько раз
20. Найдите строку, где есть два существительных с одинаковым набором букв, за исключением одной лишней в одном из слов. Напишите номер этой строки.
Число
ответ можно сохранять несколько раз
21. В одной из строк есть явление ритмического выделения значимого для смысла всего стихотворения слова: лишнее ударение падает на слог, который должен быть безударным.
Какая это строка?
Опять за спиною родная земля,
И снова чужая земля за рекою...
Здесь очень искренне передана любовь к своей родной земле. Сам Гамзатов писал об этом так:"...чувство Родины нахожу во всех явлениях мира, во всех его уголках".
Лирический герой, возвращаясь издалека, с радостью встречает своих друзей. Эпитет "горячие руки" очень эмоциональный, образный. У аварцев и горячие сердца, в который вмещается и любовь к родине, и любовь к своим друзьям.
В этом стихотворении-миниатюре много повторов, главный акцент автор делает на словосочетании "граница отчизны". И сам же объясняет, что является для него этой границей:
Граница отчизны - граница покоя...
Да, главное чтобы на родной земле не было войн.
Граница отчизны - граница разлуки...
Это встречи с дорогими людьми после расставания, когда тоска по родине воспринимается очень остро.
Восьмистишие Гамзатова - замечательный образец своеобразного жанра поэта.
В теме поэта и поэзии распространены метафоры, связанные с распятием («гвоздями слов прибит к бумаге я» — «Флейта-позвоночник»), крови («окровавленный сердца лоскут», «душу вытащу и окровавленную дам, как знамя» — «Облако в штанах»), оружия и войны («баррикады сердец и душ» — «Приказ по армии искусства»; «парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту», «застыла кавалерия острот, поднявши рифм отточенные пики» — «Во весь голос»), труда, работы и производства («Разговор с фининспектором о поэзии»). В теме любви сквозными метафорами являются пожар («пожар сердца» — «Облако в штанах»), медведь («шкурой ревности медведь лежит когтист» — «Юбилейное»). Именно в этой теме особенно четко виден вселенский масштаб некоторых метафор Маяковского:
Привяжи меня к кометам ,
и вымчи,
рвя о звездные зубья.
Млечный путь перекинув виселицей,
возьми и вздерни меня, преступника.
(«Флейта-позвоночник»)