"Сказание о белгородском киселе" — это типичный народный рассказ об обмане врагов хитростью. Белгородцы по совету одного старца налили в колодец кисель и тем убедили осаждающих их печенегов, что их кормит сама земля. Подошли печенеги к Белгороду и "не давали выйти из города, и был в городе сильный голод... И затянулась осада города". Отчаявшиеся люди уже решили сдаться печенегам. "И собрали вече в городе, и сказали: “Разве лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам — кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода”". Один старец посоветовал людям не сдаваться врагу, а "собрать хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей. Они же радостно пошли и собрали. И повелели женщинам сделать болтушку, выкопать колодец, поставить в него кадь, и налить ее болтушкой". На следующий день они привели печенегов и убедили их, что белгородцев кормит сама земля. "Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли, — сказали горожане"3. И враги ушли от города восвояси. Здесь русский летописец прославляет мудрость и находчивость народа.
обмане врагов хитростью. Белгородцы по совету одного старца налили в
колодец кисель и тем убедили осаждающих их печенегов, что их кормит сама
земля. Подошли печенеги к Белгороду и "не давали выйти из города, и был
в городе сильный голод... И затянулась осада города". Отчаявшиеся люди
уже решили сдаться печенегам. "И собрали вече в городе, и сказали:
“Разве лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам — кого пусть оставят в
живых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода”". Один старец
посоветовал людям не сдаваться врагу, а "собрать хоть по горсти овса,
пшеницы или отрубей. Они же радостно пошли и собрали. И повелели
женщинам сделать болтушку, выкопать колодец, поставить в него кадь, и
налить ее болтушкой". На следующий день они привели печенегов и убедили
их, что белгородцев кормит сама земля. "Разве можете перестоять нас?
Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу
от земли, — сказали горожане"3. И враги ушли от города восвояси. Здесь
русский летописец прославляет мудрость и находчивость народа.
Метафоры из цитаты в рассказе "Москва-река" Пришвина - "синие глазки", "закованная в камень река", "огненные ручейки"
Посредством метафор М. М. Пришвин создаёт
замечательные словесные образы-портреты,
образы-картины, передаёт тончайшие оттенки чувств,
состояния природы.
Описывая природу, писатель наделяет её
антро чувствами.
Многие пришвинские глаголы метафоричны
они обозначают действия, присущие не человеку,
а дереву, дороге, реке и т. д.
метафоры* закованная в камень река*
закованная в камень городская Москва
*огненные ручейки* растопленной и зажженной
смолы
черный, блестящий, *медленно остывающий смоляной
след*
богатое половодье
пойма становится дном *весеннего моря*
провожая *старую жизнь* *в счастливой надежде*
*зеленого цветущего будущего* новой весны
с ласковой укоризной
на свободной голубой воде
на этой бирюзовой полоске между стенами льдин,
на маленькой сахарной лодочке-льдинке
и т. д.