Много лет тому назад в Киевской Руси возникли первые былины — устные народные песни- сказания о подвигах богатырей. В то далекое время тревожно было на Русской земле. Печенеги, половцы нападали на Русь, сжигали села, вытаптывали поля, а людей убивали или уводили в рабство. Неспокойно было и внутри страны: воевали между собой русские князья, а по дорогам бродили разбойники.
Эти трудные времена были отражены в произведениях русского народного творчества — былинах. Главная тема, которая объединяет большинство былин — героическая борьба русского народа за независимость родной земли, за укрепление ее единства и могущества.
Особое место в былинах занимает образ Ильи Муромца. Это русский богатырь, воплощающий в себе лучшие качества человека, — смелость, честность, верность, беззаветную любовь к родине.
Былины рассказывают о его чудесной силе, о борьбе с Соловьем-разбойником, с Идолищем поганым, о победе над Калином-царем, о ссоре с князем Владимиром. С Ильей вместе на заставе смелый и добрый, но любящий прихвастнуть Алеша Попович и умный, образованный Добрыня Никитич. Все они защитники Киевского государства.
К Илье обращаются: «Дородный добрый молодец», «старый казак». О нем уважительно говорят: «сильный-могучий богатырь, Илья Муромец сын Иванович». Илья Муромец не испугался, когда мужички черниговские предупредили его, что на дорожке прямоезжей живет Соловей-разбойник, от свиста которого гибнут и растения, и животные, и люди. Илья победил Соловья-разбойника.
Былинный эпос воплотил в себе кодекс героического поведения, это был пример и образец для подражания. Но, конечно, эпос — не только прославление героев. Речь в нем шла и о черных кознях врага, и о недостойных делах низких людей. Но и в этих случаях богатырство было той мерой, которая прикладывалась ко всему. Даже враг изображался более могущественным, чтобы подвиг героя становился еще более значительным. Богатыри идеализировались, а все, что им противостояло, создавалось как не соответствующее героическому идеалу
В волшебной сказке максимально полно реализуется весь арсенал художественных средств, доступных писателю, создается неповторимый и захватывающий фантастический мир, который живет по своим собственным законам. Наиболее популярными и распространенными являются несколько типов сюжетов волшебной сказки. Но наиболее популярным, который используется практически во всех русских сказках и сказках других славянских народов, стал сюжет-путешествие.
Практически каждая сказка предполагает, что в самом начале главный герой собирается посетить далекие края – для выполнения сложного и опасного задания, в поисках счастья, вызволять свою невесту и т. д. Во время странствий он встречает огромное количество интересных персонажей, среди которых есть и и враги. Преодолевается немалое число препятствий, а в кульминации герой вступает в смертельную схватку с главным врагом, обязательно выходя из нее абсолютным победителем.
Для волшебных сказок характерна цепная композиция, как правило, с троекратным повторами. Так, Царевна-лягушка три раза выполняет задания, Иван-Царевич трижды сражается с Змеем Горынычем, у которого есть три головы. При достаточно линейной структуре приветствуются совершено неожиданные повороты сюжета, когда практически предвиденные читателем события не происходят, а случается что-то незапланированное и нереальное. Именно это делает волшебные сказки интересными и для взрослых, которые нередко качают такие книги для iPad, КПК, ридеров и наслаждаются возможностью снова окунуться в детство и поверить в невозможное.
Обязательным атрибутом любой волшебной сказки является противостояние главному герою самых разных сверхъестественных злых существ, которых он побеждает благодаря своей смелости, мудрости и доброте. В облике негативных персонажей ребенку показывают то, что нехорошо. Он понимает, каким не должен быть, какие чувства являются недостойными хорошего человека, чего нужно избегать. В то же время, противоположностью врагов становится главный герой – яркий пример для подражания. Сегодня богатыри являются наилучшим примером для мальчиков, царевны и принцессы – для девочек.
Много лет тому назад в Киевской Руси возникли первые былины — устные народные песни- сказания о подвигах богатырей. В то далекое время тревожно было на Русской земле. Печенеги, половцы нападали на Русь, сжигали села, вытаптывали поля, а людей убивали или уводили в рабство. Неспокойно было и внутри страны: воевали между собой русские князья, а по дорогам бродили разбойники.
Эти трудные времена были отражены в произведениях русского народного творчества — былинах. Главная тема, которая объединяет большинство былин — героическая борьба русского народа за независимость родной земли, за укрепление ее единства и могущества.
Особое место в былинах занимает образ Ильи Муромца. Это русский богатырь, воплощающий в себе лучшие качества человека, — смелость, честность, верность, беззаветную любовь к родине.
Былины рассказывают о его чудесной силе, о борьбе с Соловьем-разбойником, с Идолищем поганым, о победе над Калином-царем, о ссоре с князем Владимиром. С Ильей вместе на заставе смелый и добрый, но любящий прихвастнуть Алеша Попович и умный, образованный Добрыня Никитич. Все они защитники Киевского государства.
К Илье обращаются: «Дородный добрый молодец», «старый казак». О нем уважительно говорят: «сильный-могучий богатырь, Илья Муромец сын Иванович». Илья Муромец не испугался, когда мужички черниговские предупредили его, что на дорожке прямоезжей живет Соловей-разбойник, от свиста которого гибнут и растения, и животные, и люди. Илья победил Соловья-разбойника.
Былинный эпос воплотил в себе кодекс героического поведения, это был пример и образец для подражания. Но, конечно, эпос — не только прославление героев. Речь в нем шла и о черных кознях врага, и о недостойных делах низких людей. Но и в этих случаях богатырство было той мерой, которая прикладывалась ко всему. Даже враг изображался более могущественным, чтобы подвиг героя становился еще более значительным. Богатыри идеализировались, а все, что им противостояло, создавалось как не соответствующее героическому идеалу
Практически каждая сказка предполагает, что в самом начале главный герой собирается посетить далекие края – для выполнения сложного и опасного задания, в поисках счастья, вызволять свою невесту и т. д. Во время странствий он встречает огромное количество интересных персонажей, среди которых есть и и враги. Преодолевается немалое число препятствий, а в кульминации герой вступает в смертельную схватку с главным врагом, обязательно выходя из нее абсолютным победителем.
Для волшебных сказок характерна цепная композиция, как правило, с троекратным повторами. Так, Царевна-лягушка три раза выполняет задания, Иван-Царевич трижды сражается с Змеем Горынычем, у которого есть три головы. При достаточно линейной структуре приветствуются совершено неожиданные повороты сюжета, когда практически предвиденные читателем события не происходят, а случается что-то незапланированное и нереальное. Именно это делает волшебные сказки интересными и для взрослых, которые нередко качают такие книги для iPad, КПК, ридеров и наслаждаются возможностью снова окунуться в детство и поверить в невозможное.
Обязательным атрибутом любой волшебной сказки является противостояние главному герою самых разных сверхъестественных злых существ, которых он побеждает благодаря своей смелости, мудрости и доброте. В облике негативных персонажей ребенку показывают то, что нехорошо. Он понимает, каким не должен быть, какие чувства являются недостойными хорошего человека, чего нужно избегать. В то же время, противоположностью врагов становится главный герой – яркий пример для подражания. Сегодня богатыри являются наилучшим примером для мальчиков, царевны и принцессы – для девочек.