На доске: эпиграф урока, портреты писателя, иллюстрации к произведениям
Оформление доски:
Эпиграф
«Мне нужно было вернуть людям то добро,
которое в свое время они сделали для меня»
(В.Г.Распутин)
Ход урока
Организационный момент.
Объявление темы урока, определение его целей
Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с удивительным миром русской литературы. На уроке мы познакомимся с творчеством В.Г.Распутина, узнаем историю создания рассказа «Уроки французского» и какие уроки доброты получил главный герой рассказа от своей учительницы.
Эпиграфом урока стали слова Валентина Распутина:
«Мне нужно было вернуть людям то добро,
которое в свое время они сделали для меня».
(В.Распутин.)
Работа с эпиграфом.
- Обратите внимание на эпиграф урока. Прочитайте его.
- Как вы понимаете эти слова? Назовите ключевое слово эпиграфа.
Проверка домашнего задания
В качестве домашнего задания вам было предложено поразмышлять над вопросами:
- Как вы понимаете слово «добро»?
- Есть ли у добра границы?
- Почему надо людям?
Словарь
Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
Изучение нового материала
1. Краткие сведения о жизни писателя, его творчество
- Послушайте сообщения, подготовленные учениками вашего класса, о детстве и творчестве В.Г.Распутина.
Валентин Григорьевич Распутин – русский писатель, прозаик, представитель так называемой «деревенской прозы», а также Герой Социалистического Труда. Распутин родился 15 марта 1937 года в крестьянской семье в селе Аталанка (Иркутская область). Его детство в селе, где он ходил в начальную школу.
Детские годы будущего писателя пришлись на трудные военные и послевоенные годы. Детство в глухой сибирской деревне Аталанка, что недалеко от Усть-Уды, было безрадостным. Ребятишки были лишены всех маленьких радостей и удовольствий, доступных современным детям. Особенно плохо было с питанием. Денег не было. Питались тем, что удавалось запасти летом: картошкой, грибами, хлебом. Часто до весны этих запасов не хватало. Тогда начинали есть, что придётся: глазки проросшей картошки, ростки молодой травы, какие-нибудь съедобные корешки. Одежду перешивали из обносков одежды взрослых, обувь тоже донашивали чужую, а летом обходились и без неё. Не было учебников, тетрадей, ручек, но было жадное желание учиться, желание постичь этот огромный мир во всех его проявлениях. Учиться, во что бы то ни стало.
Продолжил обучение в 50 км от дома, где была ближайшая средняя школа. Об этом периоде обучения он позже написал рассказ «Уроки французского».
Окончив школу, будущий писатель поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Будучи студентом, работал внештатным корреспондентом в университетской газете. Один из его очерков «Я забыл спросить у Лёшки» обратил на себя внимание редактора. Эта же работа была позже опубликована в литературном журнале «Сибирь». После университета писатель несколько лет проработал в газетах Иркутска и Красноярска. В 1965 году с его работами ознакомился В. А. Чивилихин. Этого писателя начинающий прозаик считал своим наставником. Из классиков особенно ценил Бунина и Достоевского.
С 1966 года Валентин Григорьевич стал профессиональным литератором, а через год был зачислен в Союз писателей СССР. В тот же период в Иркутске вышла в свет первая книга писателя «Край возле самого себя». Затем последовала книга «Человек с этого света» и повесть «Деньги для Марии», которую в 1968 опубликовало московское издательство «Молодая гвардия». Зрелость и самобытность автора проявилась в повести «Последний срок» (1970). Большой интерес у читателя вызвала повесть «Пожар» (1985).
Объяснение: Г.Распутин. Страницы биографии.
Рассказ «Уроки французского»
Цель:
- раскрыть духовные, нравственные законы, по которым живут герои В.Г.Распутина,
- формировать умение анализировать художественное произведение,
- развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся,
- продолжить работу по развитию речи школьников,
- воспитывать у учащихся внимание к слову,
воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся.
На доске: эпиграф урока, портреты писателя, иллюстрации к произведениям
Оформление доски:
Эпиграф
«Мне нужно было вернуть людям то добро,
которое в свое время они сделали для меня»
(В.Г.Распутин)
Ход урока
Организационный момент.
Объявление темы урока, определение его целей
Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с удивительным миром русской литературы. На уроке мы познакомимся с творчеством В.Г.Распутина, узнаем историю создания рассказа «Уроки французского» и какие уроки доброты получил главный герой рассказа от своей учительницы.
Эпиграфом урока стали слова Валентина Распутина:
«Мне нужно было вернуть людям то добро,
которое в свое время они сделали для меня».
(В.Распутин.)
Работа с эпиграфом.
- Обратите внимание на эпиграф урока. Прочитайте его.
- Как вы понимаете эти слова? Назовите ключевое слово эпиграфа.
Проверка домашнего задания
В качестве домашнего задания вам было предложено поразмышлять над вопросами:
- Как вы понимаете слово «добро»?
- Есть ли у добра границы?
- Почему надо людям?
Словарь
Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
Изучение нового материала
1. Краткие сведения о жизни писателя, его творчество
- Послушайте сообщения, подготовленные учениками вашего класса, о детстве и творчестве В.Г.Распутина.
Валентин Григорьевич Распутин – русский писатель, прозаик, представитель так называемой «деревенской прозы», а также Герой Социалистического Труда. Распутин родился 15 марта 1937 года в крестьянской семье в селе Аталанка (Иркутская область). Его детство в селе, где он ходил в начальную школу.
Детские годы будущего писателя пришлись на трудные военные и послевоенные годы. Детство в глухой сибирской деревне Аталанка, что недалеко от Усть-Уды, было безрадостным. Ребятишки были лишены всех маленьких радостей и удовольствий, доступных современным детям. Особенно плохо было с питанием. Денег не было. Питались тем, что удавалось запасти летом: картошкой, грибами, хлебом. Часто до весны этих запасов не хватало. Тогда начинали есть, что придётся: глазки проросшей картошки, ростки молодой травы, какие-нибудь съедобные корешки. Одежду перешивали из обносков одежды взрослых, обувь тоже донашивали чужую, а летом обходились и без неё. Не было учебников, тетрадей, ручек, но было жадное желание учиться, желание постичь этот огромный мир во всех его проявлениях. Учиться, во что бы то ни стало.
Продолжил обучение в 50 км от дома, где была ближайшая средняя школа. Об этом периоде обучения он позже написал рассказ «Уроки французского».
Окончив школу, будущий писатель поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Будучи студентом, работал внештатным корреспондентом в университетской газете. Один из его очерков «Я забыл спросить у Лёшки» обратил на себя внимание редактора. Эта же работа была позже опубликована в литературном журнале «Сибирь». После университета писатель несколько лет проработал в газетах Иркутска и Красноярска. В 1965 году с его работами ознакомился В. А. Чивилихин. Этого писателя начинающий прозаик считал своим наставником. Из классиков особенно ценил Бунина и Достоевского.
С 1966 года Валентин Григорьевич стал профессиональным литератором, а через год был зачислен в Союз писателей СССР. В тот же период в Иркутске вышла в свет первая книга писателя «Край возле самого себя». Затем последовала книга «Человек с этого света» и повесть «Деньги для Марии», которую в 1968 опубликовало московское издательство «Молодая гвардия». Зрелость и самобытность автора проявилась в повести «Последний срок» (1970). Большой интерес у читателя вызвала повесть «Пожар» (1985).