Брак благословляется Богом, но апостол Павел говорит о супружестве далеко не как о награде людям. Брак может быть путем ко неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим»). А может стать настоящим испытанием (по словам апостола, состоящие в браке «будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль»).
Вступая в брак, человек решается на то, чтобы всю жизнь прожить с другим человеком, быть с ним и в благоприятные, и в трудные времена, поддерживать в горестях и делиться радостью и не допускать мысли о том, чтобы когда-нибудь оставить его. Существует понятие о степени родства: родной брат ближе двоюродного, мать роднее тетки и т. д. А вот степень родства мужа и жены «нулевая». Только не в том смысле, что они чужие друг другу, а в прямо противоположном - что они единое целое.
Хоть и есть легенды о том, что у каждого есть своя «половинка», которая идеально ему «подойдет», все получается не так гладко, как хотелось бы. Попробуй принять другого человека таким, какой он есть, закрыть глаза на его недостатки, понять его поступки, вовремя уступить... Порой сложно осмыслить все это самому, нам нужен пример.
Христос показал, как можно прожить жизнь, согласно христианским заповедям. В житиях есть немало примеров того, как люди страдали и гибли за веру, отказываясь отречься от Христа. В патериках мы можем прочесть о подвигах монахов. Мы находим образцы смирения, кротости, милосердия... А где искать примеры тем, кто решил прожить достойную жизнь в браке? Это удивительно, но у нас есть только ОДНО произведение, повествующее о супружестве святых, - «Повесть о Петре и Февронии».
Многим она знакома еще из школьных хрестоматий. Это история крестьянки, которая вышла замуж за князя. Простой сюжет, русский вариант «Золушки», содержащий колоссальный внутренний смысл. Тут есть место и состязанию в мудрости, и догадливости, и чудесам, и борьбе с нечистой силой. И все это на фоне того, как нашли друг друга два некогда очень далеких человека.
Каким должен быть брак? Автор повести (или монах Ермолай-Еразм, или кто-то нам неизвестный) дает пример в самом начале. Когда к жене муромского князя Павла стал летать змей, она честно все рассказала мужу. В том, что ей досаждала нечистая сила, княгиня виновна не была. Но у этой женщины был выбор: не постыдиться и во всем признаться супругу или же хранить тайну, чтобы не навлечь на себя позор. Княгиня выбрала первое. Это было вернее по-человечески, и это же ей избавиться от змея. Не откройся княгиня мужу, не убил бы змея его брат Петр.
Федор Михайлович Достоевский писал роман «Преступление и наказание» в 60е
годы, когда Россия вступила в сумеречную переходную эпоху. В нем он отразил
на примере Радиона Раскольникова, как человек может пойти на крайность,
какие причины толкают людей на столь ужасные поступки. Одной из таких
причин является атмосфера жизни. Для Раскольникова – это Петербург. Нет не
тот Петербург, который видит турист приезжающий осмотреть
достопримечательности, а страшный, душный Петербург который как нельзя
лучше описал в своем произведении Достоевский. «Петербург – виновник
разыгрывающихся драм» - писал Р.И.Левкин. И действительно если посмотреть в
какой обстановке жил Раскольников то можно понять, что являлось одной из
причин преступления.
Попробуем рассмотреть Петербург, так как нам показывает автор. Забудем все
то, что мы о нем знаем. И так что же мы видим в самом начале романа: «На
улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня…». Автор специально
подобрал слова так, чтобы показать не просто один из жарких летних дней, а
постоянную, удушающую жару. Чтобы это лучше понял читатель, автор почти
повторяет пейзаж позже, во второй части и дальше: «Здесь тоже духота была
чрезвычайная и, кроме того, до тошноты било в нос свежею краской на тухлой
олифе…». Но погода иногда меняется, но не в лучшую сторону, так после
жуткой жары начинается ужасный ливень: «…вечер был душный и мрачный. К
десяти часам надвинулись со всех сторон страшные тучи; ударил гром, и дождь
хлынул…». Через весь роман проходит атмосфера невыносимой жары, духоты,
сдавливающей героя, мутящей его сознание до обморока.
Но не только пейзажи Петербурга повлияли на Родиона, можно получше
рассмотреть то место где он жил, помещения других людей. Раскольников жил в
«...крошечной клетушке, имевшей самый жалкий вид, и до того низкой, что вот-
вот стукнешься головой...». “...Отставшие, жёлтого цвета обои...” вызывают
такое же расслоение в душе, калеча и ломая её навсегда. Как гроб видится
нам постель Раскольникова - “...неуклюжая большая софа...”, которую, как
саван, сплошь покрывают лохмотья. Выгляните на улицу: жёлтые, пыльные,
высокие дома с “дворами-колодцами”, “слепыми окнами”, выбитые стёкла,
развороченный асфальт - человек не может долго существовать в таком кошмаре
без вреда для своего рассудка. Коморка Раскольникова отражает весь
Петербург, можно вспомнить, что Катерина Ивановна говорит, что на улицах
Петербурга, словно в комнатах без форточек. А если посмотреть на хоромы
старухи, Раскольников считает, что она живет хорошо за счет того, что
другие, как, например Мармеладовы, живут плохо. Он считает, что, убив
старуху, он жизни, чем он и подкрепляет свое преступление.
И так ужасную картину духоты и тесноты усугубляют отношения между людьми в
Петербурге. Именно для того, чтобы лучше их показать Достоевский вводит
уличные сцены. Вспомним, как Раскольников встречает пьяную девочку. Она,
еще ребенок, жить дальше нормально с таким позором она уже не сможет.
Возможно, будущее этой девочки мы видим позже, когда Раскольников видит
самоубийство. На мосту его стегают плеткой, чтобы он чуть не попал под
повозку. Это говорит о злости, раздражительности людей. В романе
Достоевский показывает нам мертвый, холодный Петербург, равнодушный к
судьбе человека. Раскольников видит стоимость человеческой жизни в этом
городе и считает, что одной можно пренебречь ради других. В
Петербурге мы видим и детей, но они не играют с присущей им детской
радостью, даже в них мы видим только страдания: «неужели ты не видела здесь
детей, по углам, которых матери милостыню посылают просить? Я узнавал, где
живут эти матери и в какой обстановке. Там детям нельзя оставаться детьми.
Там семилетний развратен и вор».
Видя такой Петербург, Раскольников еще больше убеждается в своей теории. Он
считает, что всем обиженным и обездоленным надо но для этого
нужны жертвы, это приводит его к преступлению. Вообще-то если бы
Раскольников жил в другой атмосфере, в том Петербурге, который нам
Достоевский не рисует - мир богатых. Те районы, куда Раскольников почти не
заходит, где во дворах растут красивые цветы, и все кажется безмятежным.
Тогда Раскольников не видел всех этих жизней, считал бы, что мир и так
устроен хорошо, и менять, переступая через жизни других людей, ничего не
надо. Но Достоевский помещает героя именно в такую атмосферу жизни, и идеи
Раскольникова в таком Петербурге только крепнут и еще больше углубляются в
его сознании, что толкает его к совершению преступления.
Вступая в брак, человек решается на то, чтобы всю жизнь прожить с другим человеком, быть с ним и в благоприятные, и в трудные времена, поддерживать в горестях и делиться радостью и не допускать мысли о том, чтобы когда-нибудь оставить его. Существует понятие о степени родства: родной брат ближе двоюродного, мать роднее тетки и т. д. А вот степень родства мужа и жены «нулевая». Только не в том смысле, что они чужие друг другу, а в прямо противоположном - что они единое целое.
Хоть и есть легенды о том, что у каждого есть своя «половинка», которая идеально ему «подойдет», все получается не так гладко, как хотелось бы. Попробуй принять другого человека таким, какой он есть, закрыть глаза на его недостатки, понять его поступки, вовремя уступить... Порой сложно осмыслить все это самому, нам нужен пример.
Христос показал, как можно прожить жизнь, согласно христианским заповедям. В житиях есть немало примеров того, как люди страдали и гибли за веру, отказываясь отречься от Христа. В патериках мы можем прочесть о подвигах монахов. Мы находим образцы смирения, кротости, милосердия... А где искать примеры тем, кто решил прожить достойную жизнь в браке? Это удивительно, но у нас есть только ОДНО произведение, повествующее о супружестве святых, - «Повесть о Петре и Февронии».
Многим она знакома еще из школьных хрестоматий. Это история крестьянки, которая вышла замуж за князя. Простой сюжет, русский вариант «Золушки», содержащий колоссальный внутренний смысл. Тут есть место и состязанию в мудрости, и догадливости, и чудесам, и борьбе с нечистой силой. И все это на фоне того, как нашли друг друга два некогда очень далеких человека.
Каким должен быть брак? Автор повести (или монах Ермолай-Еразм, или кто-то нам неизвестный) дает пример в самом начале. Когда к жене муромского князя Павла стал летать змей, она честно все рассказала мужу. В том, что ей досаждала нечистая сила, княгиня виновна не была. Но у этой женщины был выбор: не постыдиться и во всем признаться супругу или же хранить тайну, чтобы не навлечь на себя позор. Княгиня выбрала первое. Это было вернее по-человечески, и это же ей избавиться от змея. Не откройся княгиня мужу, не убил бы змея его брат Петр.