из стиха Бунина не видно птиц покорно чахнет выписать слова характеризующие звуки, запахи, цвета, осеннего леса.Не видно птиц. Покорно чахнет Лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной. Глушь стала ниже и светлее, В кустах свалялася трава, И, под дождем осенним тлея, Чернеет темная листва. А в поле ветер. День холодный Угрюм и свеж — и целый день Скитаюсь я в степи свободной, Вдали от сел и деревень. И, убаюкан шагом конным, С отрадной грустью внемлю я, Как ветер звоном однотонным Гудит-поет в стволы ружья.
рассказ носова «кукла» заставляет задуматься о нравственной чистоте человека. старый акимыч и его собеседник неторопливо бредут по улице. и вдруг внимание акимыча привлекает сломанная кукла. «в грязном придорожном кювете валялась кукла.. светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой» .
казалось бы, что особенного в сломанной кукле, которая валяется на улице? не случайно дети и взрослые равнодушно проходят мимо. старый акимыч прошел войну, он видел смерть, и это не пугало его. почему же так расстраивает его вид изуродованной игрушки?
как он сам говорит своему собеседнику, кукла — это подобие человека. не случайно именно при взгляде на красивых, нарядных кукол у человека часто поднимается настроение, вспоминается все хорошее, что было с ним в детстве. человек, чистый душой, никогда не сломает игрушку, а тем более такую, которая имеет человеческий облик. есть что-то трагическое в том, что на дороге валяется кукла без головы или ног. в этом старик акимыч совершенно прав. он может показаться чуточку сентиментальным, но ведь в сущности сентиментальность не может считаться пороком. гораздо худшими человеческими качествами можно считать цинизм и равнодушие. равнодушный человек легко пройдет мимо сломанной куклы и даже не обратит на нее внимания. акимыч вырыл для куклы настоящую могилку. он словно хочет скрыть от людских глаз все плохое, что навевает тягостные и горестные размышления. после того как акимыч закопал куклу, он с грустью говорит: «всего не »
каждое действие имеет определенные последствия. сначала люди равнодушно проходят мимо изуродованных кукол, потом они становятся абсолютно безразличными к человеческому горю. дитя, играющее с куклой, дает ей человеческое имя, делится вкусным угощением и делает товарищем своих игр. многие в детстве относятся к кукле, как к живому существу.
и такие люди уже никогда не изуродуют красивую игрушку. и уж тем более не бросят изуродованную куклу на улицу на всеобщее обозрение.
также в рассказе «кукла» затрагивается тема родной природы. у каждого человека есть родные места, которые привлекают его больше всех сказочных красот на свете. но как равнодушен бывает человек к родной природе! описывая реку, писатель говорит: «часто здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта».. разве не человек повинен в том, что в реке оказывается столько мусора? таким образом человек постепенно губит родную природу, и остается на земле все меньше и меньше мест, вызывающих радость и восхищение.
в рассказе носов с горестью описывает опустошение и медленную гибель красоты, богатства природы. реки становятся мельче, зарастают тиной, травой и уже не радуют глаз так, как это было раньше. не стало рыбы в реке, постепенно исчезает все, что совсем недавно жило и развивалось. рассказ производит тягостное впечатление. но вместе с тем он заставляет читателя задуматься. задуматься о выборе человека, который сам решает, какие дела ему творить — добрые или злые. и кукла, и погибающая природа — все это на совести человека.
подробнее - на -
создания – стих написан в 1961, и к двадцатилетней годовщине начала великой отечественной войны.
тема стихотворения – хроника военных лет.
композиция – композиция кольцевая, состоит из трех условных частей. в первой части автор описывает ужасы войны, во второй – обращается к самому себе в дни молодости, а в третьей – обобщает судьбы лирического героя и всей страны.
жанр – лирическое стихотворение, автобиографический монолог.
стихотворный размер – четырехстопный ямб, с использованием смежной и перекрестной рифмовки.
эпитеты – «роковые», «пороховые», «замурзанная».
олицетворения – «война гуляет».
инверсия – «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные».
подробнее: