14 сентября 2009 года первый заместитель председателя партии «Нур Отан» Дархан Калетаев высказал свою идею, быстро ставшую знаменитой: «Мы предлагаем обсудить с привлечением широкого круга экспертов возможность принятия Конституционного Закона “О лидере нации”, в котором следует обозначить все моменты, другие параметры касательно статуса главы государства. В том числе там можно прописать и нормы о пожизненности его президентства…».Калетаев отвечал на вопросы журналистов, которые задали вопрос о его отношении к инициативе аксакала, профессора Закратдина Байдосова. Но его слова стали одним из самых крупных политических событий в Казахстане за последнее время. Что же, считается, что устами Калетаева говорит сам «01-й», и это предложение нашло у него полную поддержку.Это предложение сразу же вызвало многочисленные комментарий и отзывы, широкое обсуждение в СМИ и интернете. Правда, как верно отметил в своей статье Ренат Байтов, основное внимание комментаторов оказалось привлечено именно к этой последней фразе о пожизненном президентстве. Прямо скажем, Калетаев высказал весьма неосторожную фразу, которая вызывает в памяти ныне покойного «Пожизненного Президента Нейтрального Туркменистана Сапармурата Туркменбаши». Ренат Байтов полагает, что острое внимание к словам Калетаева происходило от следующего фактора: «Подозреваю, что у многих видных оппозиционеров в голове включился калькулятор
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! (поговорка, появившаяся с уничтожением этого права при Борисе Годунове)
Под именем Юрия (или Егория) на Руси с древних времен почитался святой Георгий. Еще в 1030 годах великий князь Ярослав основал в Киеве и Новгороде монастыри св. Георгия и повелел по всей Руси чтить этого святого 26 ноября (по старому стилю; по новому – 9 декабря) . Святой Георгий в православии считается покровителем земледелия и скотоводства (со времен Дмитрия Донского – и покровителем Москвы) .
Примечательно, кстати, что в дохристианском, языческом пантеоне славян скотоводство находилось под «юрисдикцией» змея Велеса. Примечательно потому, что в новом веровании покровителем скотоводства и земледелия становится великомученик Георгий, явившийся жителям окрестностей города Белита (ныне Бейрут) во всеоружии на белом коне и поразивший копьем невиданного змия, жившего в озере и собиравшего дань в виде человеческих жертв с жителей всей округи.
По преданию, дошла, наконец, очередь и до дочери местного царя, которая, как водится, отличалась невиданной красотой. Народ привел ее к озеру и стал поодаль в ожидании привычно ужасного развития событий, усугубленного на этот раз красотой принцессы (да и дочь царя, все-таки!) . Но поживиться столь лакомым куском противному, ужасному и гадкому змию не удалось. В разгар действа, причем, благородно упреждая его кровавую кульминацию, пред змием явился св. Георгий на белом коне и с копьем.
Увидев змия, Георгий осенил себя крестным знамением и вонзил чудовищу копье в горло. Чудовище при этом не умерло, но полностью потеряло к какому бы то ни было сопротивлению. Святой велел прекрасной принцессе связать змия поясом и отвести в город. Народ при виде такого развития событий стал в панике разбегаться, но Георгий уверил людей, что именно он посланник Бога и что именно в его задаче – убить чудище. Сказано – сделано: Георгий принародно убил любившего человечину змия, а жители с удовольствием сожгли труп.
Таково предание. После этой победы св. Георгий и стал называться Победоносцем, хотя и кроме этого подвига в его биографии числится великое множество не менее славных деяний. Праздновался на Руси и еще один Юрьев день – весенний (23 апреля по старому стилю) , начало подготовки к следующему сельскохозяйственному сезону, – но происхождение поговорки «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! » связывают именно с днем, отмечаемым 26 ноября (9 декабря по новому стилю) .
В общем-то, было вполне логично отмечать праздник земледелия и скотоводства в конце ноября: урожай прибран по амбарам и сусекам, а скот давно обосновался на зимний постой – сельскохозяйственный год можно считать законченным, посчитав все прибытки и убытки ушедшего в историю очередного сезона. Наверное, именно поэтому только за неделю до и неделю после этого дня крестьянину, начиная с времен правления Ивана IV Грозного, разрешалось переходить от одного землевладельца к другому. Историки отмечают введение этого правила как очередной шаг в закрепощении крестьянства и защите прав крупного землевладельца – опоры власти.
Но – народ поворчал и привык. Долгие годы крестьяне знали, что каждый год у них есть ровно две недели для всех расчетов с прежним землевладельцем и перехода на новое место жительства. Потом этот порядок даже считался за благо. А вот Борис Годунов (с 1587 г. фактический, а с 17.02.1598 г. по 13.04.1605 г. официальный глава Российского государства, царь) в силу разных причин отменил и этот переход. Такое полное закрепощение не могло не вызвать бурного недовольства крестьянского сословия, но борьба была явно неравной, и в 1649 году Соборным уложением было законодательно подтверждено полное и окончательное закрепощение крестьян.
К царствованию Б. Годунова и приписывают время происхождения поговорки про Юрьев день. Оттуда, как говорится, все началось, и народ этого, разумеется, не забыл. И поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! » – лишнее тому подтверждение.
Ренат Байтов полагает, что острое внимание к словам Калетаева происходило от следующего фактора: «Подозреваю, что у многих видных оппозиционеров в голове включился калькулятор
Под именем Юрия (или Егория) на Руси с древних времен почитался святой Георгий. Еще в 1030 годах великий князь Ярослав основал в Киеве и Новгороде монастыри св. Георгия и повелел по всей Руси чтить этого святого 26 ноября (по старому стилю; по новому – 9 декабря) . Святой Георгий в православии считается покровителем земледелия и скотоводства (со времен Дмитрия Донского – и покровителем Москвы) .
Примечательно, кстати, что в дохристианском, языческом пантеоне славян скотоводство находилось под «юрисдикцией» змея Велеса. Примечательно потому, что в новом веровании покровителем скотоводства и земледелия становится великомученик Георгий, явившийся жителям окрестностей города Белита (ныне Бейрут) во всеоружии на белом коне и поразивший копьем невиданного змия, жившего в озере и собиравшего дань в виде человеческих жертв с жителей всей округи.
По преданию, дошла, наконец, очередь и до дочери местного царя, которая, как водится, отличалась невиданной красотой. Народ привел ее к озеру и стал поодаль в ожидании привычно ужасного развития событий, усугубленного на этот раз красотой принцессы (да и дочь царя, все-таки!) . Но поживиться столь лакомым куском противному, ужасному и гадкому змию не удалось. В разгар действа, причем, благородно упреждая его кровавую кульминацию, пред змием явился св. Георгий на белом коне и с копьем.
Увидев змия, Георгий осенил себя крестным знамением и вонзил чудовищу копье в горло. Чудовище при этом не умерло, но полностью потеряло к какому бы то ни было сопротивлению. Святой велел прекрасной принцессе связать змия поясом и отвести в город. Народ при виде такого развития событий стал в панике разбегаться, но Георгий уверил людей, что именно он посланник Бога и что именно в его задаче – убить чудище. Сказано – сделано: Георгий принародно убил любившего человечину змия, а жители с удовольствием сожгли труп.
Таково предание. После этой победы св. Георгий и стал называться Победоносцем, хотя и кроме этого подвига в его биографии числится великое множество не менее славных деяний. Праздновался на Руси и еще один Юрьев день – весенний (23 апреля по старому стилю) , начало подготовки к следующему сельскохозяйственному сезону, – но происхождение поговорки «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! » связывают именно с днем, отмечаемым 26 ноября (9 декабря по новому стилю) .
В общем-то, было вполне логично отмечать праздник земледелия и скотоводства в конце ноября: урожай прибран по амбарам и сусекам, а скот давно обосновался на зимний постой – сельскохозяйственный год можно считать законченным, посчитав все прибытки и убытки ушедшего в историю очередного сезона. Наверное, именно поэтому только за неделю до и неделю после этого дня крестьянину, начиная с времен правления Ивана IV Грозного, разрешалось переходить от одного землевладельца к другому. Историки отмечают введение этого правила как очередной шаг в закрепощении крестьянства и защите прав крупного землевладельца – опоры власти.
Но – народ поворчал и привык. Долгие годы крестьяне знали, что каждый год у них есть ровно две недели для всех расчетов с прежним землевладельцем и перехода на новое место жительства. Потом этот порядок даже считался за благо. А вот Борис Годунов (с 1587 г. фактический, а с 17.02.1598 г. по 13.04.1605 г. официальный глава Российского государства, царь) в силу разных причин отменил и этот переход. Такое полное закрепощение не могло не вызвать бурного недовольства крестьянского сословия, но борьба была явно неравной, и в 1649 году Соборным уложением было законодательно подтверждено полное и окончательное закрепощение крестьян.
К царствованию Б. Годунова и приписывают время происхождения поговорки про Юрьев день. Оттуда, как говорится, все началось, и народ этого, разумеется, не забыл. И поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! » – лишнее тому подтверждение.