Стихотворения д.б. кедрина и a.a. прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины в.м. васнецова «аленушка». эта два близких по настроению, но разных по содержанию стихотворения. схожесть их в том, что они посвящены родной природе и были написаны, вероятно, под впечатлением картины васнецова. у этих стихотворений одинаковое количество строф (четверостиший), одинаковый способ рифмовки (перекрестная), одинаковый размер. тем не менее это два разных стихотворения. «аленушка» прокофьева посвящена описанию и осмыслению картины васнецова. поэт включает в стихотворение детали, точно отражающие содержание картины: «пруд заглохший», «тростник качается», «мертва вода». в то же время прокофьев по-своему словно дорисовывает картину, пишет о том, чего на картине нет: прост венок, а нет его красивей, красен от гвоздик, от лилий бел, тополиный пух на платье синем, с тополиных рощ он прилетел. но кукушка на сосне кукует и тропинка к берегу ведет, солнце щедро на воду такую золотые обручи кладет. на картине васнецова у девушки на голове нет венка, нет тополиного пуха на платье, нет сосны, тропинки и солнечных лучей, отражающихся в воде. своими собственными дополнениями поэт хотел выразить надежду на счастье, на солнечные дни для аленушки. в стихотворении кедрина совсем нет описания картины васнецова. поэт обращает это стихотворение к образу «родины неяркой», сравнивает ее со «стойбищем осеннего тумана», с «вотчиной ночного соловья», с царевной несмеяной. кедрин говорит, что родина не один раз подвергалась нападению, но «все вынесла» и снова поет песню аленушки. можно сделать вывод, что, глядя на картину васнецова, поэт представляет себе не конкретную девушку, а видит в героине картины образ родины. мне понравилось стихотворение кедрина неожиданными метафорами, эпитетами и представлением, что аленушка— это наша родина, что мать в детстве пела ту же песню, что и аленушка у лесного омута.
Мы помним, что гагин пришел к господину н. с рассказом о любви аси. он поставил герою ультиматум: или он женится на асе, или они уезжают. чуть позже герой встречается с самой асей. она признается господину н. в своем чувстве, но герой предает и девушку, и свою любовь. предрассудки и боязнь мнения общества и мнения гагина заставляют его оттолкнуть асю, которая готова была пойти за господином н. на край света. позже герой жалеет о своем предательстве и желает все исправить, но свой шанс он упустил. об этом ему скажет ася в прощальной записке. таким образом, на мой взгляд, господин н. не выдержал испытания любовью. он потерял любовь аси только по своей вине. это мы понимаем, читая сцену свидания господина н. с асей. здесь герой предстает перед нами еще не доросшим до глубокой и серьезной любви. в отличие от аси, господин н. боится трудностей, поэтому идет по самому легкому пути, который, однако, не приносит ему счастья. герой отказывается от новых сильных, высоких чувств, от напряженных духовных переживаний. образ жизни светского бездельника приучил господина н. к мимолетным увлечениям, к поверхностным переживаниям, к легкомысленному отношению к жизни и чувствам. поэтому, при первом серьезном испытании, когда от героя потребовался выбор, он отступает. господин н. предстает перед нами неспособным к самостоятельным решениям и жизненным переменам. особенно ярко эта нерешительность и слабость видна на фоне аси, одной из идеальных «тургеневских девушек». она готова к самому высшему проявлению любви – самопожертвованию.