В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов раскрывает нам общество и образы людей того времени. Читаешь комедию и невольно переносишься в Москву 1824 года, в дом Фамусова, где развертывается действие.Образ Молчалина – образ личности, занимающейся своей карьерой. С первых же страниц раскрывается смысл фамилии Молчалина – автор отводит ему очень мало реплик, причем речь его «услужлива», особенно в разговоре с Фамусовым, т.к. известно, что Молчалин – его секретарь. Фамусов относится к нему, как к нисшему чину, но в какой-то степени уважает его. Для Молчалина важнее попасть в чины и заслужить награды, то есть сделать себе карьеру:«По мере я трудов и сил, С тех пор, как числюсь по Архивам, Три награжденья получил».Также считает, что у него два таланта – «умеренность и аккуратность». Он занят только собой:«Есть у меня вещицы три: Есть туалет, прехитрая работа – Снаружи зеркальцо, и зеркальцо внутри, Кругом все прорезь, позолота; Подушечка, из бисера узор; И перламутровый прибор – Игольничек и ножинки, как милы! Жемчужинки, растертые в белилы! Помада есть для губ и для других причин, С духами скляночки: резеда и жасмин».Ради карьеры Молчалин готов на все, даже на унижения, он притворяется, признаваясь Софье в любви (любит «по должности»). Он боится потерять чин и доверие Фамусова. Софья любит Молчалина и хочет выйти за него замуж, думая, что чувства взаимны. Но Молчалин не хочет об этом и думать:«Надежды много впереди, Без свадьбы время проволочим».Ему важно мнение Павла Афанасьевича, а не искренние чувства Софьи. Он равнодушен к ней, в то время как ему нравится Лиза. Но Молчалин не желает ей зла, даже наоборот, он уверен, что скоро Софья его разлюбит так же, как и Чацкого. Софья действительно его отвергает, но только тогда, когда убеждается в его чувствах. Молчалин не противится ее требованиям оставить дом.Чацкий противопоставлен Молчалину, он показан как приезжий человек. Он с самого начала узнает в Молчалине низкого человека, одного из представителей фамусовского общества. Чацкий в диалоге с Молчалиным показывает все свое презрение к нему, никогда не соглашается с его мнением. Фамусов относится к Молчалину, как к высшему чину.Молчалин в Москве для того, чтобы «награжденье брать и весело пожить», для него не была бы трагедией потеря должности секретаря, он бы благодаря своему молчанию для карьеры никогда бы не пропал, а обязательно нашел себе новое пристанище и дослужился бы до больших чинов. Ему не нужна любовь Софьи, он относится равнодушно к Чацкому, считая его, как и все, сумасшедшим. Ему не надо ни о ком заботиться, он только пресмыкается перед большими чинами, даже вежлив только из выгоды.Так действительно ли Молчалины блаженствуют на свете? В наше время часто можно встретить такого «Молчалина», и он действительно будет «блаженствовать».
Ирика древнегреческих поэтов Тиртея, АрхилохаВ VII-VI ст. до н.э. настал другой период - время лирической поэзии. Грек все больше ощущал себя отдельной личностью, индивидуальностью со своим внутренним миром, переживаниями. Именно в лирике и нашли свое отображение чувства и переживания отдельного человека. В VII-VI ст. до н.э. в Греции творили около десятка прославленных поэтов. Тем не менее, до нас дошло очень мало из их поэтического наследия: незаконченные стихи, часто лишь отдельные фрагменты. Один современный критик метко заметил, что впечатление от знакомства с греческой лирикой такое, будто находишься в музее прекрасных скульптурных фигур, но ни одна из них не уцелела полностью. Перед нами будто груда обломков: голова, рука, часть торса. Но и эти обломки создают впечатление совершенства, благодаря утонченности обработки, особой гармонии. Ведь по ним можно судить, насколько прекрасной была мраморная фигура в целом... Слово "лирика" происходит от слова "лира". Именно в сопровождении лиры или флейты исполнялись стихотворные произведения (по обыкновению небольшого объема). Современные литературоведы разделяют эллинскую лирику на две основных разновидности: песенная и декламационная. Песенная лирика (мелика) - пелась в сопровождении музыкальных инструментов, декламационная лирика - декламировалась сначала часто, а со временем и совсем без музыки. Главными видами декламационной лирики были: элегическая лирика (элегии) - это стихи, в которых чаще всего звучали раздумья или установки, воспевалась природа, любовные и патриотичные чувства, и ямбическая лирика (ямбы) - стихи, в которых автор кого-то обвинял, ругал, осуждал или просто разговорным языком говорил о будничных вещах.Мастером элегии считается Тиртей. Итак, первый зал виртуального поэтического музея, который мы посетим, посвящен творчеству выдающегося античного поэта 7 столетия до н.э. Тиртея. Тиртей был поэтом и воином одновременно. Он защищал родную землю. Биография Тиртея обвита легендами. Согласно легенде, он был афинским гражданином, хромым учителем. Во время Мессенской войны спартанцы обратились к оракулу за советом: "Что сделать, чтобы выиграть войну?". Оракул посоветовал попросить афинян, чтобы те дали им вождя.Спартанцы были гордыми воинами. Они не хотели унижаться перед афинянами, которых считали своими соперниками. Но советом оракула пренебречь они не могли, поэтому и обратились к афинянам с чтобы те прислали им своего полководца. Афиняне отправили спартанцам Тиртея. Это было насмешкой, если учесть то, с каким презрением относились к людям с физическими недостатками спартанцы. Воины из Спарты и в самом деле были разочарованы и разгневаны, когда увидели хромого учителя, но спустя некоторое время поняли, что Тиртей - это действительно тот, кто им победить врага. Тиртей не командовал войсками, а составил несколько патриотичных военных стихов, которые подняли дух спартанцев и им одержать победу над врагом. В чем же сила поэтического слова Тиртея? Первая строфа построена на противопоставлении: "хорошо" - "хуже же нет ничего". По мнению Тиртея, "хорошо" - это защищать страну, отдать жизнь за родину. "Хуже некуда" - быть пренебреженным всеми беглецом с поля боя. Вторая строфа - это обращение к молодым воинам. Заканчивает Тиртей стихотворение таким выводом:Итак, готовясь, каждый пусть широко ступит и станет,В землю уперевшись крепче, сжав крепко уста.Стихи Тиртея укрепляли боевой дух воинов, воспитывали в них чувство обязанности перед Родиной, пробуждали мужество и стойкость в бою, вдохновляли на подвиг. Предлагаю перейти во второй зал декламационной античной лирики, в котором собраны стихи и фрагменты произведений другого известного поэта античности, современника Тиртея Архилоха, который был мастером как элегий, так и ямбов. Знакомство с этим поэтом предлагаю начать с его известнейшего стихотворения "Сердце, сердце...". Архилох утверждает, что жизнь человека наполнена "злыми бедами", враждой, тем не менее, человекдолжена быть непоколебимым во всех жизненных испытаниях, сдержанно воспринимать радость и несчастья, по-философски относиться к "изменениям в человеческой жизни".
С тех пор, как числюсь по Архивам,
Три награжденья получил».Также считает, что у него два таланта – «умеренность и аккуратность». Он занят только собой:«Есть у меня вещицы три:
Есть туалет, прехитрая работа –
Снаружи зеркальцо, и зеркальцо внутри,
Кругом все прорезь, позолота;
Подушечка, из бисера узор;
И перламутровый прибор –
Игольничек и ножинки, как милы!
Жемчужинки, растертые в белилы!
Помада есть для губ и для других причин,
С духами скляночки: резеда и жасмин».Ради карьеры Молчалин готов на все, даже на унижения, он притворяется, признаваясь Софье в любви (любит «по должности»). Он боится потерять чин и доверие Фамусова. Софья любит Молчалина и хочет выйти за него замуж, думая, что чувства взаимны. Но Молчалин не хочет об этом и думать:«Надежды много впереди,
Без свадьбы время проволочим».Ему важно мнение Павла Афанасьевича, а не искренние чувства Софьи. Он равнодушен к ней, в то время как ему нравится Лиза. Но Молчалин не желает ей зла, даже наоборот, он уверен, что скоро Софья его разлюбит так же, как и Чацкого. Софья действительно его отвергает, но только тогда, когда убеждается в его чувствах. Молчалин не противится ее требованиям оставить дом.Чацкий противопоставлен Молчалину, он показан как приезжий человек. Он с самого начала узнает в Молчалине низкого человека, одного из представителей фамусовского общества. Чацкий в диалоге с Молчалиным показывает все свое презрение к нему, никогда не соглашается с его мнением. Фамусов относится к Молчалину, как к высшему чину.Молчалин в Москве для того, чтобы «награжденье брать и весело пожить», для него не была бы трагедией потеря должности секретаря, он бы благодаря своему молчанию для карьеры никогда бы не пропал, а обязательно нашел себе новое пристанище и дослужился бы до больших чинов. Ему не нужна любовь Софьи, он относится равнодушно к Чацкому, считая его, как и все, сумасшедшим. Ему не надо ни о ком заботиться, он только пресмыкается перед большими чинами, даже вежлив только из выгоды.Так действительно ли Молчалины блаженствуют на свете? В наше время часто можно встретить такого «Молчалина», и он действительно будет «блаженствовать».