В одесской усадьбе в большой семье отставного генерала Николая Семёновича Карташева растёт его старший сын Тёма. Характер николаевского генерала суровый, и он держит своих детей в строгости, приучая их дисциплине. У матери Тёмы Аглаиды Васильевны, умной и образованной женщины, противоположные взгляды на воспитание детей. Она считает, что детей нельзя унижать и держать в страхе перед телесными наказаниями. Восьмилетний Тёма растёт подвижным, шаловливым ребёнком. Сегодня его преследуют неудачи. Нечаянно он ломает любимый отцовский цветок, но в страхе перед предстоящим наказанием не признаётся в этом. Затем следуют самовольная скачка на лошади, разбитая посуда, разорванная юбка гувернантки и, наконец, кража сахара. Отец жестоко выпорол ребёнка. На всю жизнь у Тёмы сохранилась память о жестоких экзекуциях и недоброе чувство к отцу. Аглаида Васильевна знает, что у её сына доброе сердце, и он не заслужил такого жестокого наказания. Чуткая, но строгая любовь матери находит отклик в душе Тёмы, и он признаётся ей во всём. Мальчик испытывает облечение, но всё ещё находится в стрессе из-за перенесенных мучений. Тут он вспоминает свою любимую собачку Жучку. Няня сообщает ему, что какой-то негодяй бросил Жучку в заброшенный колодец. Тёма спускается в колодец, и, рискуя жизнью свою любимицу. Воистину отважный поступок! Этот эпизод врезался в память Тёмы. В дальнейшем, при сложных жизненных перипетиях он будет вспоминать это событие, произошедшее тёплой летней ночью. Так, решив покончить с собой, он в прощальном письме к матери сравнивает себя с брошенной в колодец собачкой. Тяжёлые сутки заканчиваются для Тёмы долгой, тяжёлой болезнью. Здоровый детский организм побеждает, и Тёма радуется своему выздоровлению. Тёма получает разрешение играть с ребятишками на «наёмном пустыре» - участке усадьбы, который Карташев сдаёт в аренду. Здесь мальчик находит новых друзей, участвует во всех играх, ходит с ними на море. Привольная жизнь длится ещё два года. Но тут Тёме пора поступать в гимназию. Он успешно выдерживает вступительный экзамен и становится гимназистом. Новая жизнь - новые эмоции и впечатления: страх перед строгим учителем латыни, привязанность к доброму учителю естественной истории, новые друзья. Но проходит время, эмоции тускнеют, и наступают однообразные гимназические будни. Тёма дружит с одноклассником Ивановым, добрым и спокойным мальчиком. Иванов любит читать и приобщает Тёму к чтению. Однако после прискорбного происшествия Иванова исключают из гимназии. Дружба заканчивается по серьёзной причине: Иванов становится очевидцем неблаговидного поступка друга. За Тёмой закрепляется репутация доносчика. Ему тяжело пережить бойкот одноклассников. У Тёмы появляются новые друзья. С ними он строит планы путешествия в Америку. Приятели приступают к строительству лодки, на которой они предполагают совершить путешествие. Разумеется, это идёт в ущерб учёбе и приводит к плохим отметкам в гимназическом журнале, о которых родители не знают. Конечно, путешествие в Америку не состоялось, а пробелы в учёбе дали о себе знать. Тёму охватывает страх перед провалом на экзаменах. Его даже посещает мысль о самоубийстве, он хочет отравиться спичками. К счастью, всё заканчивается благополучно. Тёма успешно сдал экзамены и перешёл в третий класс. Отец Тёмы с годами стал мягче и сблизился с детьми. Он чаще общается с ними, рассказывая о былых походах и сражениях. Но здоровье генерала слабеет с каждым днём, и он умирает. Золотое детство Тёмы закончилось.
В сказке И. Токмаковой “Аля, Кляксич и буква ”А” главные герои – это девочка Аля, злодей Кляксич, буква А. Девочка Аля пишет письмо своей маме, но буква А сообщает ей, что злой Кляксич хочет заменить все буквы кляксами, особенно буквы А, Л и Я. Чтобы буквам, Аля с буквой А решают пойти в Букварь, чтобы стереть Кляксича ластиком. Они встречают все буквы в Букваре, сначала вход закрывает буква Б , потом они едут на поезде, где кондуктор – буква В, железную дорогу чинят сами читатели, ведь Кляксич сломал шпалы и унес все рельсы. Аля и буква А заходят к букве Г, которая им ничем не а вот у буквы Д они переночевали и поели, буква Д сказала им, что Кляксич со своими приятелями Помаркой и Опиской пошли к букве Л, чтобы схватить ее. Аля и буква А пошли к лесу. Они мимо избушки старушек Е и Е. Дальше жили буквы Ж и З, которые подсказали им, где найти три буквы И, Ы и Й. Буква Й по имени Тимофей сказала, что слышала, как Кляксич с друзьями отправляется на реку Чернилку, чтобы схватить букву Л. Аля и буква А с читателей перебираются на левый берег реки Чернилки. Но в домике буквы Л никого не было. Ее стерегла старая буква К, буква М им освободить букву Л, вместе с буквой Л Аля и буква А побежали выручать букву Я. Буквы Н, О и П были заняты в своем доме опытами, поэтому Аля и буквы А и Л пошли дальше. Буква Р ничем не могла им Описка написала про нее, что она “сабака Розачка”, буква Р заболела. Буквы С и Т тоже не могли им К ним прибежала буква У и что не может найти филина Федю. В лесу росло много дубов, дупло Феди было завалено ветками и вымазано чернилами. Все это сделал Кляксич. Федя нашелся. Мимо хитрая буква Х. Аля и буквы А и Л пошли к скверу, где играли буквы Ч и Ц, они послали их к буквам Щ и Ш. Буква Щ сказала, что ее сестру растащили на крючки за букве Я, а Кляксич ругался с твердым и мягким знаками. Буквы А и Л и девочка пошли к домику буквы Э, где была еще и буква Ю, они рассказали, что Кляксич схватил Букву Я и сделал надпись. Прочесть ее невозможно, а без этого не освободишь букву Я. Потом с зеркала и читателей была прочтена надпись, буква Я освободилась. Аля написала письмо своей маме, а злой Кляксич сбежал из Букваря.
В сказке И. Токмаковой “Аля, Кляксич и буква ”А” главные герои – это девочка Аля, злодей Кляксич, буква А. Девочка Аля пишет письмо своей маме, но буква А сообщает ей, что злой Кляксич хочет заменить все буквы кляксами, особенно буквы А, Л и Я. Чтобы буквам, Аля с буквой А решают пойти в Букварь, чтобы стереть Кляксича ластиком. Они встречают все буквы в Букваре, сначала вход закрывает буква Б , потом они едут на поезде, где кондуктор – буква В, железную дорогу чинят сами читатели, ведь Кляксич сломал шпалы и унес все рельсы. Аля и буква А заходят к букве Г, которая им ничем не а вот у буквы Д они переночевали и поели, буква Д сказала им, что Кляксич со своими приятелями Помаркой и Опиской пошли к букве Л, чтобы схватить ее. Аля и буква А пошли к лесу. Они мимо избушки старушек Е и Е. Дальше жили буквы Ж и З, которые подсказали им, где найти три буквы И, Ы и Й. Буква Й по имени Тимофей сказала, что слышала, как Кляксич с друзьями отправляется на реку Чернилку, чтобы схватить букву Л. Аля и буква А с читателей перебираются на левый берег реки Чернилки. Но в домике буквы Л никого не было. Ее стерегла старая буква К, буква М им освободить букву Л, вместе с буквой Л Аля и буква А побежали выручать букву Я. Буквы Н, О и П были заняты в своем доме опытами, поэтому Аля и буквы А и Л пошли дальше. Буква Р ничем не могла им Описка написала про нее, что она “сабака Розачка”, буква Р заболела. Буквы С и Т тоже не могли им К ним прибежала буква У и что не может найти филина Федю. В лесу росло много дубов, дупло Феди было завалено ветками и вымазано чернилами. Все это сделал Кляксич. Федя нашелся. Мимо хитрая буква Х. Аля и буквы А и Л пошли к скверу, где играли буквы Ч и Ц, они послали их к буквам Щ и Ш. Буква Щ сказала, что ее сестру растащили на крючки за букве Я, а Кляксич ругался с твердым и мягким знаками. Буквы А и Л и девочка пошли к домику буквы Э, где была еще и буква Ю, они рассказали, что Кляксич схватил Букву Я и сделал надпись. Прочесть ее невозможно, а без этого не освободишь букву Я. Потом с зеркала и читателей была прочтена надпись, буква Я освободилась. Аля написала письмо своей маме, а злой Кляксич сбежал из Букваря.