. Известно, что Державин-баснописец использовал послови- цы в своих произведениях «Лисица и Зайцы», «Струя и Дом», «Медведь и Рысь», «Голуби», «Гуси» и др. Как можно объяснить строку: «...чтоб стен не разбивать своим безумно лбом» («Медведь и Рысь»)? Он также использовал отдельные элементы народных афоризмов: «...напрасно роем ров бессильным мы соседям» («Лисица и Зайцы»), «...помедлить бы Гусям хвалиться, / Поколь весна не возвратится» («Гуси»). Встречали ли вы пословицы в других произведениях Дер- жавина? Приведите примеры.
2 глава-конфуз англичан
3 глава-подарок англичан
4 глава-поручение имератора николая павлоча
5 глава-тульские мастера
6 глава-исчезновение мастеров
7 глава-поломничество к иконе св. николая
8 глава-платов в дороге
9 глава-затворничество мастеров
10 глава-платов в гневе
11 глава-платов и имриратор
12 глава-замишательство при дворе
13 глава-искусство тульских мастеров
14 глава-триумф левши
15 глава-левша в лондоне
16 глава-левша на коробле
17 глава-пари левши и шкипера
18 глава-болезнь левши
19 глава-смерть левши
20 глава-эпилог
Так?
Как и многие поэты, Иван Бунин был наделен даром провидца, хотя пользовался им очень осторожно, словно бы проверяя самого себя. Тем не менее, в его собрании сочинений есть ряд произведений, которые не только наделены глубоким философским смыслом, но и приоткрывают завесу тайны над будущим. Так, в 1915 году Бунин пишет стихотворение «Слово», в котором словно бы невзначай затрагивает тему о роли поэта в современном обществе. Однако в отличие от своих известных предшественников Пушкина и Лермонтова, автор не считает, что нынешние поэты изменить общество.
К подобным выводам Бунина заставляют придти события последнего десятилетия. Будучи уже состоявшимся литератором, автор понимает, что мир катится в пропасть, а к власти рвутся люди, лишенные элементарных представлений о чести, долге, культуре и духовных ценностях. И поэта действительно волнует вопрос: что именно они оставят будущим поколениям в наследство?
Рассуждая о теме вечности, Бунин отмечает, что «молчат гробницы, мумии и кости», указывая на то, что материальные предметы не в состоянии быть носителями культуры в полном понимании этого слова. Действительно, археологические раскопки позволяют найти осколки прежних цивилизаций, но де дают представления о том, как именно жили люди много веков назад, что чувствовали, чему радовались и из-за чего переживали. ответить на все эти вопросы, по мнению Ивана Бунина, может лишь слово, обладающее поистине удивительной силой. По убеждению автора, «из древней тьмы, на мировом погосте, звучат лишь Письмена».
Однако поэт чувствует, что настают смутные времена, когда носители чистой славянской культуры и ее бессмертного дара – речи – будут подвержены гонениям только за то, что впитали в себя мудрость и знания своего народа. Поэтому Бунин не делает ставку на литераторов, которые раньше приравнивались к пророкам, но очень скоро превратятся в предмет насмешек и издевательств. Для автора гораздо важнее, чтобы культуру сохранил сам народ, к которому он обращается с призывом беречь «наш бессмертный дар» — русскую речь. Бунин убежден, что «нет у нас иного достоянья», потому что материальные ценности условны и изменчивы, а владеет или лишь незначительная группа людей, не заинтересованных в духовном возрождении русской нации. И только слово сможет через десятилетия воскресить из праха разрушенную и уничтоженную страну, имя которой – Россия.