Выразительность речи – это живость, яркость, образность, убедительность отражения мысли, то есть, по определению Б. Н. Головина, «такие особенности её структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя». В разных ситуациях общения используются различные типы речевой выразительности: информационная(предметно-логическая, логико-понятийная) – «интеллектуальная экспрессивность» (Васильева 1990:80) – подбор фактов, умелое использование понятий, доказательств и т.д. – и чувственно-воздействующая, которая создаётся интонационными, звуковыми, лексическими средствами, тропами, фразеологическими, графическими средствами, фигурами речи – стилистическими, речемыслительными, риторическими. 1.Средства информационной (предметно-логической, логико-понятийной) выразительности («интеллектуальной экспрессивности»): подбора фактов, точность словоупотребления, умелое использование понятий, логичность, доказательность, ясность, доходчивость изложения. 2. Графические средства выразительности: абзацное членение (красная строка), знаки препинания, нумерация, шрифтовые, цветовые выделения, подчёркивание и т.д. 3. Выразительность речи, воздействующую на чувства адресата, создают интонационные средства (мелодический (ритмический) контур речи, интенсивность движения тона, степень громкости, паузы, логические ударения), выражающие эмоциональное состояние говорящего, усиливающие смысловое и экспрессивное отношение к предмету речи, значение звучащей речи в целом. 4. Средствами звуковой выразительности являются: 1) аллитерация – повторение согласных (Гром гремит, грохочет). 2) ассонанс – повторение гласных (Скучно нам слушать осеннюю вьюгу...(А. Некрасов)), 3) фигуры выделения: а) фонетическая анафора – повтор начальных звуков (Славься! Сияй, солнечная наша коммуна! (В. Маяковский)), б)фонетическая эпифора –повтор конечных звуков: Я вольный ветер, я вечно вею, Волную волны, ласкаю ивы... В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею, Лелею травы, лелею нивы (К.Бальмонт).
Рассказ о событиях народной борьбы 1812 года автор поручает обычному солдату, рядовому участнику. Так он подчеркивает величие всего воюющего народа, а не только командования. Главная мысль в том, что побеждает не царь и его окружение, а простые и преданные отечеству люди, чьих потерь, бед и рисков никто не считает. Автор учит нас помнить их безмолвное самоотречение, их безропотный и великий подвиг, ставший залогом нашей свободы.
Герои
В стихотворении Лермонтова "Бородино" довольно сложно выделить главных героев, ведь сам рассказ идет от первого лица, от имени артиллериста, который сам участвовал в сражении и описывает то, как он его увидел.
Именно Старый артиллерист и является главным героем стихотворения. Это собирательный образ простого русского воина, бесстрашного и готового отдать свою жизнь за Родину.
Молодой человек, который задает в начале стихотворения свой вопрос, вряд ли является героем этого стихотворения. Его фраза играет роль зачина, и далее он нигде не упоминается в стихотворении.
Но вот товарищи старого артиллериста, те, с кем он принял это бой, несомненно заслуживают право называться главными героями. Это просто рядовые воины без имен, объединенные местоимениями Мы, Наш, и это полковник, который был хватом, и который своим речами поднимал боевой дух товарищей.
Рассказ о событиях народной борьбы 1812 года автор поручает обычному солдату, рядовому участнику. Так он подчеркивает величие всего воюющего народа, а не только командования. Главная мысль в том, что побеждает не царь и его окружение, а простые и преданные отечеству люди, чьих потерь, бед и рисков никто не считает. Автор учит нас помнить их безмолвное самоотречение, их безропотный и великий подвиг, ставший залогом нашей свободы.
ГероиВ стихотворении Лермонтова "Бородино" довольно сложно выделить главных героев, ведь сам рассказ идет от первого лица, от имени артиллериста, который сам участвовал в сражении и описывает то, как он его увидел.
Именно Старый артиллерист и является главным героем стихотворения. Это собирательный образ простого русского воина, бесстрашного и готового отдать свою жизнь за Родину.
Молодой человек, который задает в начале стихотворения свой вопрос, вряд ли является героем этого стихотворения. Его фраза играет роль зачина, и далее он нигде не упоминается в стихотворении.
Но вот товарищи старого артиллериста, те, с кем он принял это бой, несомненно заслуживают право называться главными героями. Это просто рядовые воины без имен, объединенные местоимениями Мы, Наш, и это полковник, который был хватом, и который своим речами поднимал боевой дух товарищей.
Объяснение: