Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, как никто другой, интересовался проблемой социального зла. Многие из его произведений отличаются высоким пафосом. Нередко в основе его творений были реальные факты. Так было и с рассказом "После бала", где описывается событие, о котором Толстой слышал еще в молодые годы. Автор мастерски пользуется приемом создания контраста. Этой цели призвана служить и двухчастная структура рассказа. В первой части дается восторженное описание светского бала. Толстой использует эпитеты "счастливый", "великолепный", "сияющий", чтобы вызвать у читателя ощущение настоящего праздника. Главный герой — Иван Васильевич — юноша из богатой семьи. Он впечатлителен и горяч. Иван Васильевич наблюдает, как предмет его страсти — дочь полковника — танцует мазурку со своим красивым статным отцом. Чувство юноши получает как бы новый толчок.
Вторая часть рассказа написана в мрачных темных тонах. Иван Васильевич видит, как сильная рука полковника, нежно поддерживавшая еще вчера в мазурке дочь, бьет сегодня по лицу слабосильного солдатика. Юноша в недоумении: неужели можно иметь два лица: одно для бала и другое — для муштры? Ведь полковник ведет себя совершенно естественно в обеих ситуациях. Иван Васильевич чувствует, что сама жизнь, само общество влияют на человека, заставляя его менять свои обличья — две стороны одной медали. Юноша думает так: "Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал". Однако в собственной душе Иван Васильевич не может найти оправдания изуверству полковника. Лев Толстой отмечает, что подобный случай не мог не повлиять на человека, сохранившего свою нравственность. Иван Васильевич отказывается от карьеры и посвящает себя служению другим людям. Любовь постепенно уходит из сердца юноши. "Вот какие бывают дела и от чего переменяется и направляется вся жизнь человека", — говорит автор. Можно сказать, что Иван Васильевич утратил не только свою любовь к дочери полковника, но и любовь и уважение к российскому обществу того времени. Лев Николаевич Толстой — мастер психологического портрета. Иван Васильевич, выступающий в произведении в роли рассказчика, может считаться типичным представителем прогрессивной части российского общества XIX века. Его судьба — это судьба сотен и тысяч думающих людей, которые деятельно противостояли мертвящему влиянию царизма в России.
Иван Васильевич хотел выйти воинослужащим и был сильно влюблён в дочку волковника по имени Варя. На балу полковник с дочерью вместе танцевали. Полковник козался таким образованным,манерным человеком и любящим отцом что Иван просто не мог налюбоваться на них. Но после бала Иван становится случайным свидетелем жестокости полковника. Он и его солдати избивали татарина за побег полками. Полковник избил по лицу одного солдата. Ивана Васильевича охватил ужас и разачоравание. Это было либо двуличие полковника,либо его долг. Этот день навсегда изменил жизнь рассказчика
Николаевич Толстой, как никто
другой, интересовался проблемой
социального зла. Многие из его
произведений отличаются высоким
пафосом. Нередко в основе его
творений были реальные факты.
Так было и с рассказом "После
бала", где описывается событие, о
котором Толстой слышал еще в
молодые годы.
Автор мастерски пользуется
приемом создания контраста. Этой
цели призвана служить и
двухчастная структура рассказа. В
первой части дается восторженное
описание светского бала. Толстой
использует эпитеты "счастливый",
"великолепный", "сияющий", чтобы
вызвать у читателя ощущение
настоящего праздника. Главный
герой — Иван Васильевич —
юноша из богатой семьи. Он
впечатлителен и горяч. Иван
Васильевич наблюдает, как предмет
его страсти — дочь полковника —
танцует мазурку со своим красивым
статным отцом. Чувство юноши
получает как бы новый толчок.
Вторая часть рассказа написана в
мрачных темных тонах. Иван
Васильевич видит, как сильная рука
полковника, нежно
поддерживавшая еще вчера в
мазурке дочь, бьет сегодня по лицу
слабосильного солдатика. Юноша в
недоумении: неужели можно иметь
два лица: одно для бала и другое —
для муштры? Ведь полковник ведет
себя совершенно естественно в
обеих ситуациях. Иван Васильевич
чувствует, что сама жизнь, само
общество влияют на человека,
заставляя его менять свои обличья
— две стороны одной медали.
Юноша думает так: "Если это
делалось с такой уверенностью и
признавалось всеми необходимым,
то, стало быть, они знали что-то
такое, чего я не знал". Однако в
собственной душе Иван Васильевич
не может найти оправдания
изуверству полковника.
Лев Толстой отмечает, что
подобный случай не мог не
повлиять на человека,
сохранившего свою
нравственность. Иван Васильевич
отказывается от карьеры и
посвящает себя служению другим
людям. Любовь постепенно уходит
из сердца юноши. "Вот какие
бывают дела и от чего
переменяется и направляется вся
жизнь человека", — говорит автор.
Можно сказать, что Иван
Васильевич утратил не только свою
любовь к дочери полковника, но и
любовь и уважение к российскому
обществу того времени.
Лев Николаевич Толстой — мастер
психологического портрета. Иван
Васильевич, выступающий в
произведении в роли рассказчика,
может считаться типичным
представителем прогрессивной
части российского общества XIX
века. Его судьба — это судьба сотен
и тысяч думающих людей, которые
деятельно противостояли
мертвящему влиянию царизма в
России.