Как диалог правдина и стародума понять основную идею пьесы* стародум. слушай, друг мой! великий государь есть государь премудрый. его дело показать людям прямое их благо. слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что с истуканами нет премудрости. крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. мы это видим своими глазами. правдин. удовольствие, которым государи , владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать.. стародум. а! сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных! и во-первых, толпа скаредных льстецов.. правдин. без душевного презрения нельзя себе вообразить, что такое льстец. стародум. льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет. правдин. несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но сделать людей добрыми.. стародум. они в руках государя. как скоро все видят, что без благонравия никто не может выйти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, - тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится. правдин. справедливо. великий государь дает.. стародум. милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин. правдин. чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании.. стародум. оно и должно быть залогом благосостояния государства. мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. ну, что для отечества может выйти из митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги -учителям? сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин. правдин. но особы высшего состояния просвещают детей своих.. стародум. так, мой друг; да я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. просвещение возвышает одну добродетельную душу. я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения.