В фольклорном образе Пугачева легко обнаруживается его историческая основа. В преданиях исторически правдиво зафиксированы основное направление борьбы — против бар-помещиков, дворян-заводчиков, царских чиновников, и социальный смысл ее — за трудовой народ и его интересы. Определяющей чертой образа является тесная связь с народом. Если «вольные люди» в своей одиночной борьбе против эксплуататоров пользуются, главным образом, моральной поддержкой трудового народа, если Ермак (и даже Степан Разин) народных преданий опираются на сравнительно небольшую количественно «вольницу» , «дружину» , то Пугачев в своих действиях опирается на значительно более широкие народные массы, которые не только морально поддерживают его, но и активно действуют сами. Пугачев — предводитель восставшего народа.
Доброе дело само себя хвалит.
Где хлебно да тепло, там жить добро.
Добро наживай, а худо изживай.
Дождь падает на злых и добрых.
Ложка дегтя испортит бочку меда. доброе
От добра до худа один шажок.
На добрый привет добрый и ответ.
Из худого хорошего не сделаешь.
На милость образца нет.
Бывает добро, да не всякому дано.
И в лихом добродетель находится.
И в мякине зерна находятся.
И добро худом бывает.
И собака старое добро помнит.
Кинь добро назади, очутится напереди.
Мера одна, да доброта не та.
Лучше мучиться, чем мучить.
Там хорошо, где нас нет.
Лихо помнится, а добро век не забудется.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Все добро, да не все на пользу.
Добро поощряй, а зло порицай.
Добру расти, худу по норам ползти.
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Лихое лихому, а доброе доброму.
Во всяком хлебе не без мякины.
Ласковое слово пуще дубины.
Далеко шел, а добра не нашел.
На доброе дело ума не станет, а на худое станет.
Добра не смыслишь, так худа не делай!
Учись доброму, худое на ум не пойдет.
Доброе семя, добрый и всход.
Без худа добра не бывает.
Всякдобр, да не до всякого.
Добро на худо не меняют.
Добро быть в радости и жить в сладости.
Доброму и сухарь на пользу, а злому и мясное не впрок.
Лучше в обиде быть, чем в обидчиках.
Добрый Иван - и людям, и нам; худой Иван - ни людям, ни нам.
это пословицы
В фольклорном образе Пугачева легко обнаруживается его историческая основа. В преданиях исторически правдиво зафиксированы основное направление борьбы — против бар-помещиков, дворян-заводчиков, царских чиновников, и социальный смысл ее — за трудовой народ и его интересы. Определяющей чертой образа является тесная связь с народом. Если «вольные люди» в своей одиночной борьбе против эксплуататоров пользуются, главным образом, моральной поддержкой трудового народа, если Ермак (и даже Степан Разин) народных преданий опираются на сравнительно небольшую количественно «вольницу» , «дружину» , то Пугачев в своих действиях опирается на значительно более широкие народные массы, которые не только морально поддерживают его, но и активно действуют сами. Пугачев — предводитель восставшего народа.