Картина В. Д. Поленова «Московский дворик» стала новым этапом в развитии творчества живописца. Данный пейзаж художник писал из окон своей квартиры. «Картина моя изображает дворик к Москве в начале лета», — сообщал В. Д. Поленов И. Н. Крамскому. Именно это полотно, которое впервые было представлено на Выставке художников-передвижников в 1878 году, потрясло зрителей и принесло живописцу всенародную славу и известность. Критики отметили появление воздуха и света и картине В. Д. Поленова, а в сердце простых посетителей выставки возникало ощущение чего-то близкого и родного в изображении этого уголка Москвы
Календарная литература — это развившийся с древности и сложившийся к концу XIX в. пласт русской литературы, в которой принято выделять святочные, рождественские, новогодние, крещенские и пасхальные тексты. Календарная проза, особенно святочные рассказы, уже достаточно изучена в современном литературоведении. Календарная литературная поэзия, напротив, ещё не стала предметом подробного исследования. Само понятие календарной лирики известно только обрядовому фольклору, а в литературе этот термин употребляется редко.