Стихотворение содержит ряд противопоставлений: свободная природа - скованный властью поэт-изгнанник, холодность - пламенность, бесчувствие - страдание. Но поэт не отдал бы своих страданий за безмятежность, не променял бы тяжкую участь изгнанника на холодное блаженство. Поэтика Жанр - элегия. Стихотворный метр - четырёхстопный дактиль, система рифмовки - перекрёстная, дактилические рифмы. Основной приём стихотворения - аллегория. Автор ведёт воображаемый диалог с тучами, плывущими по небу. Он соотносит свою судьбу с движением туч. Возникает образ странника, одиноко бредущего по дорогам жизни. В стихотворении сливаются две важнейшие лермонтовские темы: свободы и одиночества. В первой строфе образы туч и лирического героя сопоставлены, а во второй строфе они резко противопоставляются: тучам чужды страсти и страдания, они - "вечно холодные, вечно свободные". Этот контраст подчёркивает трагическую несвободу, изгнанничество лирического героя. В риторических вопросах, которые герой задаёт тучам: Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? слышны те причины горечи и разочарования, которые заставляют самого героя покинуть родину и умчаться в чужие края. Тучки так же, как и герой, мчатся "с милого севера", но ими не руководит жестокий рок, в них нет души, они не испытывать боль. Причина их "бега" иная: Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. Поэт использует также выразительные эпитеты, синтаксические повторы, инверсии ("Тучки небесные, вечные странники, / Степью лазурною, цепью жемчужною..."). Это придаёт стихотворению лиризм и напевность.
Маленькая Мари была всеобщей любимицей. Прелестная, добрая – от одного взгляда на нее поднималось настроение. Когда она появлялась на улице, нарядная и всегда веселая, лица соседей расцветали улыбками, и каждый старался доставить ей радость ласковым словом или немудреным подарком – яркой лентой, простым колечком.
Мари любила гулять в лесу. Частенько собирала она там цветы и, напевая, плела из них венки, которые потом украшали ее головку не хуже драгоценной короны. С цветами в волосах она склонялась над ручьем, стараясь рассмотреть свое отражение в его неверном зеркале, и совсем не жалела, что ее драгоценности – живые лепестки, а не холодные камешки.
Впрочем, знающие люди поговаривали, что и камешков в лесу предостаточно. Самоцветы и золотые крупинки собирали гномы, чтобы затем превратить их в волшебные украшения в своих подземных мастерских. В пещерах и норах Маленький Народец создавал новые и новые клады, но горе было тому, кто осмеливался покуситься на укрытое добро: мстительность гномов была равной их богатству.
Однако чье сердце могло остаться равнодушным при виде Мари? Сама она, напевая свои песенки, и не подозревала, что при первых звуках ее голоса смолкал стук десятков маленьких молоточков, кирок, лопат, и окрестные гномы бросали работу. Рудознатцы, землекопы, ювелиры – все забывали о делах, поднимались на поверхность и, прячась в зарослях, наблюдали оттуда за Мари, очарованные своей любимицей.
А Мари все пела и пела, и кто знает, как долго это все продолжалось бы, не попадись ей однажды на глаза потерявший осторожность гном. Мари быстро вскочила на ноги, и не успели гномы опомниться, как были обнаружены. Мари совсем не испугалась. Когда замешательство от неожиданной встречи, гномы первыми нарушили молчание, восклицая:
- Спой нам, Мари! Спой еще!
И Мари спела все песенки, какие помнила. Когда же она замолчала, вперед выступил Главный Гном с самой длинной бородой и, поманив ее, направился к густым кустам. Заинтересованная Мари пошла следом, а гномы носились вокруг, что-то щебеча громкими голосами.
В стороне от тропок, не заметный чужому взору, Мари открылся тайный лаз – вход в подземное царство гномов. Следуя за проводником, девочка не без труда протиснулась в него.
Крошечные фонарики освещали путь. Справа и слева сновали гномы, то появляясь, то вновь исчезая в многочисленных коридорах. Чем глубже, тем обильнее покрывали своды лаза блестящие минералы. Наконец, Главный Гном остановился. Повинуясь его приказу, маленькие землекопы принялись раздвигать торчавшие из земли корни и раскидывать землю серебряными лопатками. Перед Мари предстала кованая дверь-плита. Гномы засуетились, раздался скрип, и плита, поднявшись, ушла в потолок.
- Смотри, Мари, - Гордо пропищал Главный Гном. – Все это наше, а теперь – и твое.
В сопровождении своих спутников Мари пробралась в пещеру. Чего здесь только не было! Пол скрывался под грудами драгоценностей. Диадемы, кольца, броши лежали вперемежку с серьгами и бусами, и все это ослепительно сверкало в лучах фонариков.
- Бери, бери! – закричали гномы.
Маленькое сердечко Мари восторженно стучало, когда она примеряла на себя драгоценные украшения, бывшие для нее не дороже лесных цветов или пестрых осенних листьев.
Глядя, как девочка пересыпает из ладони в ладонь искрящиеся камешки, гномы потихоньку отступили назад. Не сразу Мари заметила, что осталась одна. Выпустив из рук свои игрушки, она шагнула к выходу, но в тот же миг упала толстая железная дверь – и Мари осталась в хранилище!
- Ах, Мари, ты – наше главное сокровище, - вздохнул Главный Гном, и по его знаку серебряные лопатки заметались молниями, надежно укрывая клад – лучший из кладов
Маленькая Мари была всеобщей любимицей. Прелестная, добрая – от одного взгляда на нее поднималось настроение. Когда она появлялась на улице, нарядная и всегда веселая, лица соседей расцветали улыбками, и каждый старался доставить ей радость ласковым словом или немудреным подарком – яркой лентой, простым колечком.
Мари любила гулять в лесу. Частенько собирала она там цветы и, напевая, плела из них венки, которые потом украшали ее головку не хуже драгоценной короны. С цветами в волосах она склонялась над ручьем, стараясь рассмотреть свое отражение в его неверном зеркале, и совсем не жалела, что ее драгоценности – живые лепестки, а не холодные камешки.
Впрочем, знающие люди поговаривали, что и камешков в лесу предостаточно. Самоцветы и золотые крупинки собирали гномы, чтобы затем превратить их в волшебные украшения в своих подземных мастерских. В пещерах и норах Маленький Народец создавал новые и новые клады, но горе было тому, кто осмеливался покуситься на укрытое добро: мстительность гномов была равной их богатству.
Однако чье сердце могло остаться равнодушным при виде Мари? Сама она, напевая свои песенки, и не подозревала, что при первых звуках ее голоса смолкал стук десятков маленьких молоточков, кирок, лопат, и окрестные гномы бросали работу. Рудознатцы, землекопы, ювелиры – все забывали о делах, поднимались на поверхность и, прячась в зарослях, наблюдали оттуда за Мари, очарованные своей любимицей.
А Мари все пела и пела, и кто знает, как долго это все продолжалось бы, не попадись ей однажды на глаза потерявший осторожность гном. Мари быстро вскочила на ноги, и не успели гномы опомниться, как были обнаружены. Мари совсем не испугалась. Когда замешательство от неожиданной встречи, гномы первыми нарушили молчание, восклицая:
- Спой нам, Мари! Спой еще!
И Мари спела все песенки, какие помнила. Когда же она замолчала, вперед выступил Главный Гном с самой длинной бородой и, поманив ее, направился к густым кустам. Заинтересованная Мари пошла следом, а гномы носились вокруг, что-то щебеча громкими голосами.
В стороне от тропок, не заметный чужому взору, Мари открылся тайный лаз – вход в подземное царство гномов. Следуя за проводником, девочка не без труда протиснулась в него.
Крошечные фонарики освещали путь. Справа и слева сновали гномы, то появляясь, то вновь исчезая в многочисленных коридорах. Чем глубже, тем обильнее покрывали своды лаза блестящие минералы. Наконец, Главный Гном остановился. Повинуясь его приказу, маленькие землекопы принялись раздвигать торчавшие из земли корни и раскидывать землю серебряными лопатками. Перед Мари предстала кованая дверь-плита. Гномы засуетились, раздался скрип, и плита, поднявшись, ушла в потолок.
- Смотри, Мари, - Гордо пропищал Главный Гном. – Все это наше, а теперь – и твое.
В сопровождении своих спутников Мари пробралась в пещеру. Чего здесь только не было! Пол скрывался под грудами драгоценностей. Диадемы, кольца, броши лежали вперемежку с серьгами и бусами, и все это ослепительно сверкало в лучах фонариков.
- Бери, бери! – закричали гномы.
Маленькое сердечко Мари восторженно стучало, когда она примеряла на себя драгоценные украшения, бывшие для нее не дороже лесных цветов или пестрых осенних листьев.
Глядя, как девочка пересыпает из ладони в ладонь искрящиеся камешки, гномы потихоньку отступили назад. Не сразу Мари заметила, что осталась одна. Выпустив из рук свои игрушки, она шагнула к выходу, но в тот же миг упала толстая железная дверь – и Мари осталась в хранилище!
- Ах, Мари, ты – наше главное сокровище, - вздохнул Главный Гном, и по его знаку серебряные лопатки заметались молниями, надежно укрывая клад – лучший из кладов