мальчик алёша, примерно девяти десяти лет, обучался в пансионе в санкт-петербурге примерно в 1790-х годах. его родители жили далеко, и в каникулы он оставался в пансионе. в свободное время он часто кормил куриц, содержащихся при кухне, и особенно выделял черную хохлатую чернуху. однажды кухарка тринушка решила зарезать её для обеда, но алеша её не делать этого, подарив ей золотой империал, его единственную драгоценность. ночью мальчик услышал, как его зовет чернуха, и удивился, что курица умеет говорить. та позвала его за собой, и, в итоге, алёшу в подземное царство, где жили маленькие человечки ростом с пол-аршина. его встретил король и вынес за спасение своего главного министра. оказалось, что курица чернуха на самом деле — министр подземного царства. алёша попросил за услугу способность всегда знать урок, ничего не изучая, и король подарил ему конопляное зернышко, хотя и был недоволен леностью мальчика. условием король поставил никому не говорить о виденном под землей, и министр потом объяснил алёше, что по обычаям подземных жителей те должны покинуть земли, где живут, если человек, узнавший о них, будет этим хвастать.
подарок короля оказался действенным, и алёша стал показывать феноменальные способности. сначала ему было неловко, но потом он привык и загордился. но однажды он потерял семечко, а с ним способность отвечать. его строго наказали, считая неспособность капризом, но чернушка вернулась и возвратила ему потерянное зернышко, хотя и была опечалена его поведением. алёша воспользовался волшебством и моментально выучил несколько страниц, но учитель заподозрил неладное и начал разбираться, как это у него получилось. алёша от страха перед розгами забыл запрет короля, и начал рассказывать о подземных жителях, но учитель счёл это выдумками и всё-таки высек мальчика.
ночью того дня к алёше явился министр подземного царства, и рассказал мальчику, что из-за его проступка народу подземных жителей приходится покидать насиженное место, а сам министр осужден королём носить золотые кандалы, какие алеша с ужасом увидел на его руках. они со слезами простились навсегда. алёша, пробыв в сильной горячке шесть недель, снова стал прилежным и добрым мальчиком, хотя и утратил волшебные способности.
Вопрос о том, что представляет собой человеческая красота, является достаточно философским. для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей. однако наш мир устроен так, что людям с непривлекательными чертами лица и нескладной фигурой намного сложнее, чем красавцам, доказать себе и другим, что они действительно достойны любви и уважения. именно этому аспекту человеческих взаимоотношений посвящено стихотворение николая заболоцкого «некрасивая девочка», написанное в 1948 году. в основе этого произведения – увиденная автором сцена из обычной жизни, главной героиней которой является обычная московская девочка. природа не наделила ее красотой, которой могут похвастаться дети в ее возрасте, и среди своих сверстников «она напоминает лягушонка».
описывая внешность этой девочки, автор не использует гиперболы, а пытается максимально точно и правдиво передать то, что увидел. а заметить ему удалось довольно много – и то, что у юной особы «рот длинен», а «зубки кривы», ее рыжие локоны в беспорядке рассыпаны по плечам, ее «черты лица остры и некрасивы», а одета незнакомка в «худую рубашонку». однако совсем не это привлекает в девочке автора. местные мальчишки, которым родители подарили велосипеды, тут же забывают о своей подружке и самозабвенно «гоняют по двору». казалось бы, в такой ситуации любая девчонка должна обидеться, спрятав за этим чувством свою зависть. но героиня стихотворения николая заблоцкого совсем иная. она бегает за своими друзьями по пятам, и «чужая радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется». чувства и эмоции этого маленького «лягушонка» настолько чистые и искренние, что вызывают у автора неприкрытое удивление и любопытство. он осознает, что этому ребенку еще не веведомы такие понятия, как ненависть, зависть, злость и разочарование. счастье своих друзей она воспринимает через мир внутренних ощущений, чистый и удивительно гармоничный. в ее душе «так живо все, что у других мертво», что в глазах поэта эта некрасивая и неуклюжая девочка превращается в само совершенство.
однако николая заболоцкий понимает, что скоро иллюзорный и по-детски наивный мир, в котором живет эта некрасивая девочка, будет разрушен жестокостью людей. причем, именно тех, кого она добровольно впустит в свое сердце, считая самими близкими, надежными и преданными друзьями. автор с сожалением отмечает, что ему бы не хотелось, чтобы однажды героиня его стихотворения вдруг осознала, что «посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка». поэт хочет верить, что в человеческом мире сердце не является игрушкой, которую можно безжалостно сломать. но даже если это произойдет, автор надеется на то, что тот «чистый пламень», который горит в душе этой некрасивой девчушки, «всю боль свою один переболит и перетопит самый тяжкий камень».
николай заболоцкий отдает себе отчет в том, что его героине будет сложно стать счастливой в этом жестоком и бескомпромиссном мире. однако он видит, что «младенческая грация души уже сквозит в ее движенье». а раз так, то наверняка в ее окружении найдутся люди, которые смогут оценить эти качества по достоинству. в финале стихотворения автор вновь задается вопросом, что же есть человеческая красота, и что важнее — сосуд, в котором пустота» или же «огонь, мерцающий в сосуде»? ответ на него поэт предлагает самостоятельно найти каждому человеку и определиться, что для него важнее – внешняя привлекательность или же душевная чистота, которая способная сделать этот мир чуточку ярче, светлее и счастливее.
мальчик алёша, примерно девяти десяти лет, обучался в пансионе в санкт-петербурге примерно в 1790-х годах. его родители жили далеко, и в каникулы он оставался в пансионе. в свободное время он часто кормил куриц, содержащихся при кухне, и особенно выделял черную хохлатую чернуху. однажды кухарка тринушка решила зарезать её для обеда, но алеша её не делать этого, подарив ей золотой империал, его единственную драгоценность. ночью мальчик услышал, как его зовет чернуха, и удивился, что курица умеет говорить. та позвала его за собой, и, в итоге, алёшу в подземное царство, где жили маленькие человечки ростом с пол-аршина. его встретил король и вынес за спасение своего главного министра. оказалось, что курица чернуха на самом деле — министр подземного царства. алёша попросил за услугу способность всегда знать урок, ничего не изучая, и король подарил ему конопляное зернышко, хотя и был недоволен леностью мальчика. условием король поставил никому не говорить о виденном под землей, и министр потом объяснил алёше, что по обычаям подземных жителей те должны покинуть земли, где живут, если человек, узнавший о них, будет этим хвастать.
подарок короля оказался действенным, и алёша стал показывать феноменальные способности. сначала ему было неловко, но потом он привык и загордился. но однажды он потерял семечко, а с ним способность отвечать. его строго наказали, считая неспособность капризом, но чернушка вернулась и возвратила ему потерянное зернышко, хотя и была опечалена его поведением. алёша воспользовался волшебством и моментально выучил несколько страниц, но учитель заподозрил неладное и начал разбираться, как это у него получилось. алёша от страха перед розгами забыл запрет короля, и начал рассказывать о подземных жителях, но учитель счёл это выдумками и всё-таки высек мальчика.
ночью того дня к алёше явился министр подземного царства, и рассказал мальчику, что из-за его проступка народу подземных жителей приходится покидать насиженное место, а сам министр осужден королём носить золотые кандалы, какие алеша с ужасом увидел на его руках. они со слезами простились навсегда. алёша, пробыв в сильной горячке шесть недель, снова стал прилежным и добрым мальчиком, хотя и утратил волшебные способности.
описывая внешность этой девочки, автор не использует гиперболы, а пытается максимально точно и правдиво передать то, что увидел. а заметить ему удалось довольно много – и то, что у юной особы «рот длинен», а «зубки кривы», ее рыжие локоны в беспорядке рассыпаны по плечам, ее «черты лица остры и некрасивы», а одета незнакомка в «худую рубашонку». однако совсем не это привлекает в девочке автора. местные мальчишки, которым родители подарили велосипеды, тут же забывают о своей подружке и самозабвенно «гоняют по двору». казалось бы, в такой ситуации любая девчонка должна обидеться, спрятав за этим чувством свою зависть. но героиня стихотворения николая заблоцкого совсем иная. она бегает за своими друзьями по пятам, и «чужая радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется». чувства и эмоции этого маленького «лягушонка» настолько чистые и искренние, что вызывают у автора неприкрытое удивление и любопытство. он осознает, что этому ребенку еще не веведомы такие понятия, как ненависть, зависть, злость и разочарование. счастье своих друзей она воспринимает через мир внутренних ощущений, чистый и удивительно гармоничный. в ее душе «так живо все, что у других мертво», что в глазах поэта эта некрасивая и неуклюжая девочка превращается в само совершенство.
однако николая заболоцкий понимает, что скоро иллюзорный и по-детски наивный мир, в котором живет эта некрасивая девочка, будет разрушен жестокостью людей. причем, именно тех, кого она добровольно впустит в свое сердце, считая самими близкими, надежными и преданными друзьями. автор с сожалением отмечает, что ему бы не хотелось, чтобы однажды героиня его стихотворения вдруг осознала, что «посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка». поэт хочет верить, что в человеческом мире сердце не является игрушкой, которую можно безжалостно сломать. но даже если это произойдет, автор надеется на то, что тот «чистый пламень», который горит в душе этой некрасивой девчушки, «всю боль свою один переболит и перетопит самый тяжкий камень».
николай заболоцкий отдает себе отчет в том, что его героине будет сложно стать счастливой в этом жестоком и бескомпромиссном мире. однако он видит, что «младенческая грация души уже сквозит в ее движенье». а раз так, то наверняка в ее окружении найдутся люди, которые смогут оценить эти качества по достоинству. в финале стихотворения автор вновь задается вопросом, что же есть человеческая красота, и что важнее — сосуд, в котором пустота» или же «огонь, мерцающий в сосуде»? ответ на него поэт предлагает самостоятельно найти каждому человеку и определиться, что для него важнее – внешняя привлекательность или же душевная чистота, которая способная сделать этот мир чуточку ярче, светлее и счастливее.