Заключительный эпизод раскрывает характеры всех героев. Это развязка пьесы. Разрешается конфликт сюжета. Он оказывается многогранным. Самый простой – любовный. Чацкий узнает, что Софья любит Молчалина, тот в свою очередь не равнодушен к служанке Лизе, а она мечтает о буфетчике Петруше. Любовь идет на снижение и по статусу, и по пониманию. Для каждого персонажа чувство воспринимается по-своему. Теряется его искренность и возвышенность, остается расчет и обман.
Свидетелями скандала становятся гости бала, слуги. Это приводит в ужас Фамусова. Он начинает обвинять дочь в распутстве: «страмница», сравнивает ее с матерью. Фамусов уверен, что стал свидетелем заговора. Из обычного ночного любовного свидания он переводит конфликт на уровень общественного. Заговор против хозяина дома – это опасное явление. Петр Афанасьевич ищет виноватых. Сам того не замечая, он открывает тайну интриги. Сплетню о сумасшествии Чацкого запустила Софья. Влюбленный юноша прозревает. Его монолог – это финальная речь умного персонажа, а не глупца, ослепшего от любви. Юноша обращается к Софье. Он объясняет ей, что потерял любовь и надежду на счастье с ней.
Он понимает, как смешно выглядел все это время, как был жалок и глуп. Он удивлен выбором девушки. Ничтожный Молчалин – предмет ее воздыханий. Чацкий переходит на нравы общества. Он видит, наконец, что ценно в Москве – идеальные мужья, бессловесные Молчалины. Последняя часть монолога – меткая характеристика «мучителей», от которых нужно быстрей спрятаться. Чацкий надеется, что вне Москвы он придет в себя, излечиться от предательства. Завершает эпизод речь Фамусова – хозяина дома, где проходили описанные события. Он боится, что станут о нем говорить в свете. Сплетни – вот на чем держится жизнь общества. Без них она останавливается. Страшно, но скандал в доме – это очередной повод посудачить, но не хочется Фамусову, чтобы говорили о нем. Гораздо приятнее самому оскорблять и смеяться над другими.
Думаю, неслучайно именно репликой Фамусова заканчивается «Горе от ума». Это говорит о формальной победе Павла Афанасьевича, его образа мыслей и жизни, над взглядами Чацкого. Но, мне кажется, это временное явление – новые веяния, глашатаем которых стал Александр Андреевич, неудержимо наступают. Их победа бесспорна – для этого требуется лишь время.
Что же станется с героями пьесы? Мне кажется, что в жизни семьи Фамусова мало что изменится. У Павла Афанасьевича, когда он «остынет», гнев сменится на милость: Лизу вернут к своей хозяйке, которая, конечно же, останется в Москве. Софья будет залечивать свои душевные раны, Молчалин будет дальше продвигаться по службе. О скандале в доме Фамусовых поговорят, но вскоре забудут – когда появится повод для новых сплетен.
Что же Чацкий? Думаю, со временем и его душевная рана затянется. Он станет мудрее, научится реальнее смотреть на жизнь. Мне кажется, его идеалы, его натура не позволит этому человеку превратиться в простого обывателя. Он будет и далее действовать, воплощать свои идеи в жизнь, но, возможно, другими
Таким образом, заключительный эпизод комедии «Горе от ума» явился развязкой двух основных конфликтов произведения – личного и социально-общественного, а также наметил дальнейшее развитие судеб героев, в еще большей мере прояснил характеры действующих лиц. Кроме того, этот эпизод окончательно прояснил смысл названия произведения и выразил авторскую позицию.
Заключительный эпизод раскрывает характеры всех героев. Это развязка пьесы. Разрешается конфликт сюжета. Он оказывается многогранным. Самый простой – любовный. Чацкий узнает, что Софья любит Молчалина, тот в свою очередь не равнодушен к служанке Лизе, а она мечтает о буфетчике Петруше. Любовь идет на снижение и по статусу, и по пониманию. Для каждого персонажа чувство воспринимается по-своему. Теряется его искренность и возвышенность, остается расчет и обман.
Свидетелями скандала становятся гости бала, слуги. Это приводит в ужас Фамусова. Он начинает обвинять дочь в распутстве: «страмница», сравнивает ее с матерью. Фамусов уверен, что стал свидетелем заговора. Из обычного ночного любовного свидания он переводит конфликт на уровень общественного. Заговор против хозяина дома – это опасное явление. Петр Афанасьевич ищет виноватых. Сам того не замечая, он открывает тайну интриги. Сплетню о сумасшествии Чацкого запустила Софья. Влюбленный юноша прозревает. Его монолог – это финальная речь умного персонажа, а не глупца, ослепшего от любви. Юноша обращается к Софье. Он объясняет ей, что потерял любовь и надежду на счастье с ней.
Он понимает, как смешно выглядел все это время, как был жалок и глуп. Он удивлен выбором девушки. Ничтожный Молчалин – предмет ее воздыханий. Чацкий переходит на нравы общества. Он видит, наконец, что ценно в Москве – идеальные мужья, бессловесные Молчалины. Последняя часть монолога – меткая характеристика «мучителей», от которых нужно быстрей спрятаться. Чацкий надеется, что вне Москвы он придет в себя, излечиться от предательства. Завершает эпизод речь Фамусова – хозяина дома, где проходили описанные события. Он боится, что станут о нем говорить в свете. Сплетни – вот на чем держится жизнь общества. Без них она останавливается. Страшно, но скандал в доме – это очередной повод посудачить, но не хочется Фамусову, чтобы говорили о нем. Гораздо приятнее самому оскорблять и смеяться над другими.
Думаю, неслучайно именно репликой Фамусова заканчивается «Горе от ума». Это говорит о формальной победе Павла Афанасьевича, его образа мыслей и жизни, над взглядами Чацкого. Но, мне кажется, это временное явление – новые веяния, глашатаем которых стал Александр Андреевич, неудержимо наступают. Их победа бесспорна – для этого требуется лишь время.
Что же станется с героями пьесы? Мне кажется, что в жизни семьи Фамусова мало что изменится. У Павла Афанасьевича, когда он «остынет», гнев сменится на милость: Лизу вернут к своей хозяйке, которая, конечно же, останется в Москве. Софья будет залечивать свои душевные раны, Молчалин будет дальше продвигаться по службе. О скандале в доме Фамусовых поговорят, но вскоре забудут – когда появится повод для новых сплетен.
Что же Чацкий? Думаю, со временем и его душевная рана затянется. Он станет мудрее, научится реальнее смотреть на жизнь. Мне кажется, его идеалы, его натура не позволит этому человеку превратиться в простого обывателя. Он будет и далее действовать, воплощать свои идеи в жизнь, но, возможно, другими
Таким образом, заключительный эпизод комедии «Горе от ума» явился развязкой двух основных конфликтов произведения – личного и социально-общественного, а также наметил дальнейшее развитие судеб героев, в еще большей мере прояснил характеры действующих лиц. Кроме того, этот эпизод окончательно прояснил смысл названия произведения и выразил авторскую позицию.