как и другие пьесы эпохи классицизма, «недоросль» прямолинеен по своей проблематике — осуждению традиционного дворянского воспитания и «злонравия» , «дикости» провинциального дворянства; персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие фамилии (простаковы, скотинины, митрофан — «проявление матери» по-гречески, стародум, милон, правдин, софья — «мудрость» по-гречески, цыфиркин, вральман, кутейкин) . однако огромную популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за чрезвычайно ярких образов отрицательных персонажей (положительные получились скорее резонёрами, авторскую точку зрения) , живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат («не хочу учиться — хочу жениться» , «вот злонравия достойные плоды») . имена митрофанушки и простаковой стали нарицательными.
недоросль — молодой дворянин, не получивший письменного удостоверения о выучке от учителя. недорослей не принимали на службу, им не давали т. н. венечных памятей [1] - документов, разрешающих вступление в брак [2].
в “повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” писатель показывает полную двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове. несмотря на то что кругом было изобилие дичи, рыбы, плодов, они чуть не умерли с голоду, если бы не умение и находчивость мужика.
чиновники, которые “родились, воспитались и состарились” в какой-то регистратуре, ничего не знали, не понимали. и кроме слов: “примите уверение в совершенном моем почтении и преданности”, генералы делать-то ничего не умели и совершенно были уверены, что булки растут на деревьях. и вдруг их осеняет мысль: надо найти мужика! ведь он должен обязательно быть, просто “где-нибудь спрятался, от работы отлынивает”. и мужик действительно нашелся. он накормил двух генералов и тут же по их приказу послушно вьет веревку, которой те привязывают его к дереву, чтобы не убежал.
в этой сказке салтыков-щедрин высказывает мысль о том, что россия держится на труде крестьянина, который, несмотря на свой природный ум и смекалку, покорно подчиняется . эта же мысль развивается в сказке “дикий помещик”. но если генералы из предыдущей сказки оказались на необитаемом острове по воле судьбы, то помещик из этой все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий запах. поэтому столбовой дворянин урус-кучум-кильдибаев всячески притесняет мужиков. и вот мужицкий мир исчез. и что же? через некоторое время “весь он оброс волосами.. а когти у него сделались железными”. помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя.
каков вопрос, таков и ответ
как и другие пьесы эпохи классицизма, «недоросль» прямолинеен по своей проблематике — осуждению традиционного дворянского воспитания и «злонравия» , «дикости» провинциального дворянства; персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие фамилии (простаковы, скотинины, митрофан — «проявление матери» по-гречески, стародум, милон, правдин, софья — «мудрость» по-гречески, цыфиркин, вральман, кутейкин) . однако огромную популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за чрезвычайно ярких образов отрицательных персонажей (положительные получились скорее резонёрами, авторскую точку зрения) , живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат («не хочу учиться — хочу жениться» , «вот злонравия достойные плоды») . имена митрофанушки и простаковой стали нарицательными.
недоросль — молодой дворянин, не получивший письменного удостоверения о выучке от учителя. недорослей не принимали на службу, им не давали т. н. венечных памятей [1] - документов, разрешающих вступление в брак [2].
в “повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” писатель показывает полную двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове. несмотря на то что кругом было изобилие дичи, рыбы, плодов, они чуть не умерли с голоду, если бы не умение и находчивость мужика.
чиновники, которые “родились, воспитались и состарились” в какой-то регистратуре, ничего не знали, не понимали. и кроме слов: “примите уверение в совершенном моем почтении и преданности”, генералы делать-то ничего не умели и совершенно были уверены, что булки растут на деревьях. и вдруг их осеняет мысль: надо найти мужика! ведь он должен обязательно быть, просто “где-нибудь спрятался, от работы отлынивает”. и мужик действительно нашелся. он накормил двух генералов и тут же по их приказу послушно вьет веревку, которой те привязывают его к дереву, чтобы не убежал.
в этой сказке салтыков-щедрин высказывает мысль о том, что россия держится на труде крестьянина, который, несмотря на свой природный ум и смекалку, покорно подчиняется . эта же мысль развивается в сказке “дикий помещик”. но если генералы из предыдущей сказки оказались на необитаемом острове по воле судьбы, то помещик из этой все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий запах. поэтому столбовой дворянин урус-кучум-кильдибаев всячески притесняет мужиков. и вот мужицкий мир исчез. и что же? через некоторое время “весь он оброс волосами.. а когти у него сделались железными”. помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя.