Петька на даче леонид андреев десятилетний мальчик петька отдан в учение к парикмахеру осипу абрамовичу. в дешевой парикмахерской он подносит воду, на него постоянно кричат и ругаются хозяин и подмастерья. его приятелю николке 13 лет, николка знает много скверных слов и часто рассказывает петьке непристойные . окна парикмахерской выходят на улицу, по которой ходят «равнодушные, злые или распущенные» люди, на скамейках спят бездомные, дерутся пьяные. у петьки не бывает праздников, все его дни похожи друг на друга, его жизнь кажется ему долгим неприятным сном, он все больше худеет, болеет, на лице его появляются морщинки. петьке хочется уехать в другое место. когда его навещает мать, кухарка надежда, он постоянно просит её забрать его от осипа абрамовича. однажды хозяин отпускает петьку на дачу к надежды. в поезде радостный петька улыбается пассажирам, интересуется, как едет поезд, улыбается облачкам. за городом петькины глаза перестают казаться сонными, а морщинки . сдружившись с гимназистом митей, петька помногу купается, удит рыбу, играет. однако в конце недели надежда получает письмо от осипа абрамовича, в котором тот требует, чтобы петька вернулся. петька падает на землю, плачет, кричит. мать отвозит мальчика в город, и все начинается сначала. только по ночам петька с упоением пересказывает николке свои дачные приключения.
Н. в. гоголь говорил: «хлестаков — самый трудный образ в пьесе» . потому, что он все делает без соображения, непреднамеренно. сделавшись виновником всеобщего обмана, хлестаков никого не обманывал. автор выделяет в хлестакове способность обманывать без сознательно поставленной цели такого рода, универсальность его желания примерять маску другого, более значительного существования и возможность органично выглядеть в этой маске, импровизационную легкость и эмоциональную убедительность его непроизвольного вранья. в конечном итоге речь идет даже о присутствии в поведении хлестакова вдохновенного, творческого начала. гоголь характеризует хлестакова в одном ряду с другими действующими лицами. он выделяет при этом непрезентабельную легкость облика ивана александровича («молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький» ) в противовес солидности и «сурьезности» стати городничего и подчеркивает такую же интеллектуальную несостоятельность («несколько приглуповат» , «без царя в голове - один из тех людей которых в канцеляриях называют пустейшими» , «говорит и действует без всякого соображения» ) . в «развязке ревизора» гоголь делает акцент на символическом толковании своей пьесы и в таком контексте видит в хлестакове олицетворение «ветреной светской совести» , уточняя, что это «продажная, обманчивая совесть» . и неоправданно настойчиво несколько раз призывает: «с хлестаковым под руку ни чего не увидишь в душевном городе нашем. .не с хлестаковым, но с настоящим ревизором оглянем себя! .все отыщешь в себе, если только опустишься в свою душу не с хлестаковым»