Повесть заставляет задуматься о том, как чудесен божий мир, как важно беречь самое дорогое наше сокровище – жизнь. велик и прекрасен мир человеческих чувств, в нем хранятся великие богатства, но в нем же таятся опасности. умеешь ли ты любить? всегда ли можешь отвечать за свои движения? всегда ли рассудок есть царь чувств твоих? жить по законам сердца, считает карамзин, – значит, жить в согласии с нравственным законом. н. м. карамзин, писатель-сентименталист, считал главными общечеловеческими ценностями сокровища человеческой души: доброту, простодушие, умение любить.
«сказание о белгородском киселе» — отрывок из летописи. прежде чем оно попало в летопись, это сказание сохранялось в памяти людей, постепенно изменялось и дополнялось. со временем оно стало похоже на легенду, и уже никто не может сказать, где в нем правда, а где вымысел. тем не менее это сказание повествует о реальном событии, пусть и в несколько приукрашенном виде. в сказании описывается осада белгорода печенегами. она была длительной, люди в городе стали голодать и хотели было уже сдаться врагам. однако все они были спасены мудрости и находчивости одного человека. город выстоял совету одного старца. неслучайно старость и мудрость объединены в этом сказании в одном человеке. на руси всегда свято чтили обычаи и традиции предков и знали, что все они сохраняются старикам. вот и здесь, в «сказании о белгородском киселе» , честь спасти целый город выпала почтенному старцу. по его совету жители нашли немного овса, пшеницы и отрубей и сварили кисельную болтушку, налили ее в кадку, которую затем опустили в выкопанный колодец. другую кадку, наполненную жидким медом, опустили в другой колодец. после этого горожане пригласили печенежских послов и показали им колодцы. послы поверили, что в городе из колодцев можно доставать кисель и мед, и вскоре печенеги сняли осаду с города. каждый народ имеет свои характерные качества, которыми гордится, которые воспевает в легендах и сказаниях. находчивость человека — как раз такое качество. оно присутствует во многих сказках, оно же прославляется и в «сказании о белгородском киселе» . в этом произведении оно, к тому же, противопоставляется легковерности и глупости печенегов, что еще лучше позволяет понять всю широту ума и находчивости народа.