Восклицательным называется предложение, произносимое особым повышенным тоном, с так называемой восклицательной интонацией. Восклицательные предложения могут содержать в себе сообщение, вопрос, побуждение, к которым добавляется выражение сильного чувства. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак. Например: Ах, в самом деле рассвело! (Гр.)* Какая прелесть! (Ч.). Повесить его! (Т.). Упражнение 478. Прочтите выразительно приводимые ниже предложения. Объясните постановку знаков препинания. 1. Охота с ружьем и собакой прекрасна сама по себе (Т.). 2. Вы приготовили все для купанья? (Мак.). 3. Неужели вам не обидно? (М. Г.). 4. Не сметь меня раздражать! (Ч.). 5. Вы, верно, молодой человек, нездоровы? (Купр.). 6. Спой, светик, не стыдись! (Кр.). 7. Какая необыкновенная была эта девушка на грузовике! А уж характер! А глаза какие! (Фад.). 8. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (П.). 9. Пусть новый день обгонит день вчерашний своим веселым, радостным трудом! (Л.-К-)- Ю- Слушай, отпусти ты меня ... Высади куда-нибудь ... Не бывал я в таких делах... Первый раз ... Пропаду ведь я ... (М. Г.). Упражнение 479. Выделите предложения повествовательные, вопросительные и побудительные. 1. Давай, Марина, об этом не спорить (Шол.). 2. Спи, младенец мой прекрасный! (Л.). 3. А что же ты от меня хочешь? (Фад.). 4. Она посмотрела мне в глаза своими глубокими и спокойными глазами (Л.). 5. Отчего у вас такое недоверие к фактам? (М. Г.). 6. В воздухе тишина от утра до вечера (Ч.). 7. Вам бы полечиться (М. Г.). 8. Пойдем, мама, гулять (Гонч.). 9. Кому сюда прийти? Ведь Софья спит? (Гр.). 10. Но в Петербурге кто не бледен, право? (Л.). Упражнение 480. Поставьте нужные знаки препинания в конце предложений. 1. Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки (Кр.)* 2. Что он сделал, кто он и откуда — этот самый человечный человек (В. М.).К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены (Л.). 4. Разве ты меня не узнаешь (П.). 5. Да здравствует солнце, да скроется тьма (П.). 6. Прекрасный человек Иван Иванович (Г.). 7. А кто же мне заплатит за работу (Ч.). 8. Как хорошо ты, о море ночное (Тютч.). 9. Не хотите ли чаю (М. Г.). 10. Вперед, вперед, рабочий народ (Бл.).
Упражнение 478. Прочтите выразительно приводимые ниже предложения. Объясните постановку знаков препинания.
1. Охота с ружьем и собакой прекрасна сама по себе (Т.). 2. Вы приготовили все для купанья? (Мак.). 3. Неужели вам не обидно? (М. Г.). 4. Не сметь меня раздражать! (Ч.). 5. Вы, верно, молодой человек, нездоровы? (Купр.). 6. Спой, светик, не стыдись! (Кр.). 7. Какая необыкновенная была эта девушка на грузовике! А уж характер! А глаза какие! (Фад.). 8. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (П.). 9. Пусть новый день обгонит день вчерашний своим веселым, радостным трудом! (Л.-К-)- Ю- Слушай, отпусти ты меня ... Высади куда-нибудь ... Не бывал я в таких делах... Первый раз ... Пропаду ведь я ... (М. Г.).
Упражнение 479. Выделите предложения повествовательные, вопросительные и побудительные.
1. Давай, Марина, об этом не спорить (Шол.). 2. Спи, младенец мой прекрасный! (Л.). 3. А что же ты от меня хочешь? (Фад.). 4. Она посмотрела мне в глаза своими глубокими и спокойными глазами (Л.). 5. Отчего у вас такое недоверие к фактам? (М. Г.). 6. В воздухе тишина от утра до вечера (Ч.). 7. Вам бы полечиться (М. Г.). 8. Пойдем, мама, гулять (Гонч.). 9. Кому сюда прийти? Ведь Софья спит? (Гр.). 10. Но в Петербурге кто не бледен, право? (Л.).
Упражнение 480. Поставьте нужные знаки препинания в конце предложений.
1. Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки (Кр.)* 2. Что он сделал, кто он и откуда — этот самый человечный человек (В. М.).К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены (Л.). 4. Разве ты меня не узнаешь (П.). 5. Да здравствует солнце, да скроется тьма (П.). 6. Прекрасный человек Иван Иванович (Г.). 7. А кто же мне заплатит за работу (Ч.). 8. Как хорошо ты, о море ночное (Тютч.). 9. Не хотите ли чаю (М. Г.). 10. Вперед, вперед, рабочий народ (Бл.).