образ петербурга является одним из наиболее важных в романе. прежде всего это место действия, на фоне которого разворачиваются события. в то же время образ столичного города имеет некоторую философскую перспективу. разумихин, рассуждая о причинах пороков в обществе, говорит о петербурге как о “среде”. таким образом, в романе ставится вопрос о влиянии “среды” на человека, в данном случае о влиянии петербурга на раскольникова и на появление его теории.
с одной стороны, достоевский создает образ вполне конкретного города в определенный период времени. отличительной особенностью является топографическая точность изображения города, упоминание реальных мест, достопримечательностей петербурга. это создает эффект сопричастности происходящему, придает ощущение реальности. даже жара, духота — верные мотивы, современники отмечали необычайную жару в петербурге летом 1865 года. с другой стороны, автор создает странную атмосферу полуяви; следуя за героем, читатель теряет ощущение реальности и не видит ее границ. мотивы жары и духоты становятся характеристиками состояния как героя, так и города, общества. духота, на которой акцентирует внимание автор, — это символ безысходности, бесперспективности положения героев. они мечутся по городу и не могут спастись от жары, духоты, ставших частью общей атмосферы романа. с описанием каморки раскольникова в романе появляется мотив тесноты, стесненности. пульхерия александровна сравнивает комнату сына с гробом, и это неудивительно. “на аршине пространства” живут и другие герои романа: мармеладовы, соня. это герои самые “униженные и оскорбленные” в романе, а лизавета, самое беззащитное и забитое существо в романе, вообще не имеет собственной комнаты, так как она живет с сестрой. теснота — явление не только материальное, ведь все герои романа чувствуют себя стесненно, дискомфортно в духовном плане. еще один мотив, который постоянно выделяет автор, — это мотив грязи на улицах, и не только. петербург предстает как город контрастов: серость, грязь, теснота, “вонючий, пыльный> зараженный городом воздух” — с одной стороны, и величественные здания, прекрасные фонтаны — с другой. не случайно раскольников задумывается о фонтанах, когда идет на убийство. фонтаны живительную, очищающую влагу, которой недостает в душном городе. возможно, раскольников надеется, что его убийство станет таким спасительным фонтаном для него самого и его близких. мотив воды, однако, принимает зловещий характер: в реке пытается утопиться пьяная женщина.
с урбанистическим пейзажем в роман входят картины нищеты, пьянства, бедствий низших слоев общества. автор поднимает проблемы, актуальные для современного ему петербурга, и дает им иное освещение, отличное от официального, традиционного, при теории раскольникова. наиболее важными проблемами отягощена семья мармеладовых. в этом “преступление и наказание” перекликается со стихотворением н. а. некрасова “утро”: те же проблемы пьянства, проституции, дуэлей, расслоения городских жителей, мотив самоубийств. в романе оканчивает жизнь самоубийством свидригайлов, другие герои делают попытки, пьет и погибает пьяным под колесами мармеладов, “пошла по желтому билету” соня и в общем-то то же самое собиралась сделать дуня, заставляет просить подаяние своих детей катерина ивановна. все эти герои — непосредственное окружение раскольникова, город с его проблемами является той средой, в которой создается и находит себе применение теория раскольникова. петербург становится той сценой, на которой проходит жизнь героев. на улицы большого города выходят герои романа: и катерина ивановна с детьми, и сонечка, и даже раскольников приходит на сенную, чтобы покаяться перед всеми, признаться; до этого он много бродит по улицам города, и то, что он видит, неприятно поражает его.
таким образом, автор создал в романе необычайный образ петербурга — конкретную социально-бытовую картину и город символов одновременно. традиция изображения петербурга как города контрастов, города таинственного и в то же время конкретно реалистического, узнаваемого идет в от н. в. гоголя, писателя “натуралистической школы”; петербург достоевского вместе с образом крупного столичного города ввел в роман особую атмосферу духоты, тесноты, грязи, жалкого существования героев и их проблем. петербург, с одной стороны, та “среда”, в которой существуют герои, в которой берет свои социальные истоки теория раскольникова. хотя причина преступления главного героя заключается не в том, что эта “среда заела”, но, безусловно, атмосфера петербурга психологически подтолкнула раскольникова к преступлению.
ответ:
образ петербурга является одним из наиболее важных в романе. прежде всего это место действия, на фоне которого разворачиваются события. в то же время образ столичного города имеет некоторую философскую перспективу. разумихин, рассуждая о причинах пороков в обществе, говорит о петербурге как о “среде”. таким образом, в романе ставится вопрос о влиянии “среды” на человека, в данном случае о влиянии петербурга на раскольникова и на появление его теории.
с одной стороны, достоевский создает образ вполне конкретного города в определенный период времени. отличительной особенностью является топографическая точность изображения города, упоминание реальных мест, достопримечательностей петербурга. это создает эффект сопричастности происходящему, придает ощущение реальности. даже жара, духота — верные мотивы, современники отмечали необычайную жару в петербурге летом 1865 года. с другой стороны, автор создает странную атмосферу полуяви; следуя за героем, читатель теряет ощущение реальности и не видит ее границ. мотивы жары и духоты становятся характеристиками состояния как героя, так и города, общества. духота, на которой акцентирует внимание автор, — это символ безысходности, бесперспективности положения героев. они мечутся по городу и не могут спастись от жары, духоты, ставших частью общей атмосферы романа. с описанием каморки раскольникова в романе появляется мотив тесноты, стесненности. пульхерия александровна сравнивает комнату сына с гробом, и это неудивительно. “на аршине пространства” живут и другие герои романа: мармеладовы, соня. это герои самые “униженные и оскорбленные” в романе, а лизавета, самое беззащитное и забитое существо в романе, вообще не имеет собственной комнаты, так как она живет с сестрой. теснота — явление не только материальное, ведь все герои романа чувствуют себя стесненно, дискомфортно в духовном плане. еще один мотив, который постоянно выделяет автор, — это мотив грязи на улицах, и не только. петербург предстает как город контрастов: серость, грязь, теснота, “вонючий, пыльный> зараженный городом воздух” — с одной стороны, и величественные здания, прекрасные фонтаны — с другой. не случайно раскольников задумывается о фонтанах, когда идет на убийство. фонтаны живительную, очищающую влагу, которой недостает в душном городе. возможно, раскольников надеется, что его убийство станет таким спасительным фонтаном для него самого и его близких. мотив воды, однако, принимает зловещий характер: в реке пытается утопиться пьяная женщина.
с урбанистическим пейзажем в роман входят картины нищеты, пьянства, бедствий низших слоев общества. автор поднимает проблемы, актуальные для современного ему петербурга, и дает им иное освещение, отличное от официального, традиционного, при теории раскольникова. наиболее важными проблемами отягощена семья мармеладовых. в этом “преступление и наказание” перекликается со стихотворением н. а. некрасова “утро”: те же проблемы пьянства, проституции, дуэлей, расслоения городских жителей, мотив самоубийств. в романе оканчивает жизнь самоубийством свидригайлов, другие герои делают попытки, пьет и погибает пьяным под колесами мармеладов, “пошла по желтому билету” соня и в общем-то то же самое собиралась сделать дуня, заставляет просить подаяние своих детей катерина ивановна. все эти герои — непосредственное окружение раскольникова, город с его проблемами является той средой, в которой создается и находит себе применение теория раскольникова. петербург становится той сценой, на которой проходит жизнь героев. на улицы большого города выходят герои романа: и катерина ивановна с детьми, и сонечка, и даже раскольников приходит на сенную, чтобы покаяться перед всеми, признаться; до этого он много бродит по улицам города, и то, что он видит, неприятно поражает его.
таким образом, автор создал в романе необычайный образ петербурга — конкретную социально-бытовую картину и город символов одновременно. традиция изображения петербурга как города контрастов, города таинственного и в то же время конкретно реалистического, узнаваемого идет в от н. в. гоголя, писателя “натуралистической школы”; петербург достоевского вместе с образом крупного столичного города ввел в роман особую атмосферу духоты, тесноты, грязи, жалкого существования героев и их проблем. петербург, с одной стороны, та “среда”, в которой существуют герои, в которой берет свои социальные истоки теория раскольникова. хотя причина преступления главного героя заключается не в том, что эта “среда заела”, но, безусловно, атмосфера петербурга психологически подтолкнула раскольникова к преступлению.
писал как знал
объяснение: