А.а.фет заслуженно был признан мастером пейзажной лирики. прибегая к многочисленным способам олицетворения, поэт не просто воспевал природу, он её одушевлял, наделяя, незабываемыми по своей силе, яркими и глубокими, образами. таким является стихотворение "учись у них - у дуба, у берёзы", написанное а.а.фетом 31 декабря 1883 года. в самой дате написания можно заметить некую символичность. на рубеже старого и нового года подводятся итоги, как некая незримая черта, с неизбежным осмыслением пройденного жизненного пути. жизнь быстротечна и возврата в прошлое нет. какие бы впереди не закрутились жизненные метели, какие бы не выпали тяготы и лишения, чтобы их перенести, нужна вера, вера в чудо и в добро, силы стойко пережить все невзгоды. человеку, чтобы быть сильным духом, достаточно верить в то, что на смену жизненным обязательно придёт счастье и радость. и этому можно и надо учиться у природы. основной темой лирических произведений художника слова было единение природы и человека. стихотворение "учись у них - у дуба, у берёзы" как раз и явилось плодом глубоких раздумий поэта над смыслом человеческого бытия. два персонажа, дуб и берёза, как символы мужественности и нежности. они стоически переносят лютую стужу, чтобы встретить весну, с её пробуждением и обновлением. по мнению поэта, человек также стойко должен переносить жизненные страдания и невзгоды, и этому он обязан учиться у дуба и берёзы. параллели человека и этих деревьев повторяются на протяжении всего стихотворения. используя олицетворения для описания зимы ("всё злей", "сердито рвёт", "за сердце хватает", "холод лютый", "жестокая пора"), автор подчёркивает её силу, которой вынуждены противостоять природа и человек. в первых двух четверостишиях автор как бы умышленно сгущает краски, чтоб через метамарфозы природы показать, что ощущения, испытываемые деревьями, свойственны и людям, что в жизни бывают не только счастье и радость, но и горе, но только стойким духом, не потерявшим веру в себя и в то лучшее, что есть и обязательно будет, под силу преодолеть испытыния, уготовленные высшим промыслом. именно это и "обещает" поэт в последнем четверостишии. как и в природе зиму сменит весна ("но верь весне"), так и для человеческой души наступят "ясные дни", "новые откровения", когда "гений весны" принесёт тепло и жизнь. весна в понимании фета - это возможность совершенствования и укрепления веры. таким образом, поэт в своём произведении вскрывает природу человеческих переживаний, философски ставя вопрос: "умеешь ли ты с достоинством преодолевать страдания, чтобы постигнуть блаженство восприятия мира? "
Вцентре произведения льва николаевича толстого «кавказский пленник» два главных героя – жилин и костылин. в сюжете рассказа взаимоотношения героев, сопоставление их характеров и сравнение героев друг с другом. разница в характерах героев к тому, что и их судьбы сложились по-разному. жилин «джигит», а костылин ведет себя смирно в сцене договора о выкупе. эта разница проявляется уже в сцене нападения татар и аресте героев. и дальше их поведение в плену также показывает и духовную слабость костылина и забота о товарище, стойкость жилина. лучшие качества жилина его жизнелюбие и худшие качества костылина описаны в сцене побега. жилин ходит высматривает, думает как сбежать, он раскопал дыру, выбрался, полез на гору, ползет к дороге и при том несет на себе костылина. а как ведет себя костылин – он безучастен, скучает, спит, а во время побега зацепил камень ногой, отстает, охает, упал со страху. для жилина важным является понятие взаимовыручки, а костылин не хочет быть обузой. если кратко описывать характеры героев, то жилина можно охарактеризовать как решительного, находчивого героя, который умеет прощать, смелый; костылин напротив – смирный, слабый, предает, смиряется, трусит, насилу доковылял до дому. одним словом жилин удалец, а костылин – колода. жилин превозмогает испытания в плену, он сумел не только выжить, прижиться во враждебном окружении, но даже расположил к себе своих врагов. он решал свои проблемы сам, не перекидывая их на плечи других, был сильным. костылин же не выдерживает посланные ему в плену испытания из-за своей слабости и эгоизма. также важную роль в сравнении персонажей играют их портреты. портрет костылина описывается словами: «… мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льется». сразу появляется презрение, неприязнь от описания внешности. создается образ жалкого, ничтожного человека, он слабый, готовый на подлый поступок. жилин: «невелик ростом, а удал был». внешне человек обычный, но чувствуется в нем сила и мужество. сравнивая поступки, мотивы поступков и взаимоотношение героев также можно заметить противоположность в характерах. жилин любит старую мать, заботится о ней, не тревожит, не требует от нее непосильного, он надеется только на свои силы, активно ищет выход. он говорит так: «не боялся, да и не буду бояться вас, собак». он знал, что его письмо не дойдет, а другого не писал. костылин - эгоист, он уверен, что родственники обязаны его выкупить, а сам для этого ничего не хочет предпринимать, не борется, пассивно подчиняется обстоятельствам. он целыми дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет или спит. я считаю жилина настоящим героем, который не подчиняется обстоятельствам, стремится к освобождению. в его характере выделяется сильная воля, мужество, храбрость, благородство и находчивость. а костылин заботится только о себе, о своем благополучии, не знает что такое долг, верность дружбе. он безволен, безответственен, способен на подлость. он не совершает поступка, не бежит из плена. костылин не герой, он не способен на большой поступок. но есть в наших героях кое-что общее. оба персонажа служили на кавказе. жилин и костылин дворяне, оба офицера армии, оба отправляясь в отпуска, и в плен. и как по-разному они себя ! один – герой, другой – слабый телом и духом человек. два непохожих человека в одинаковой ситуации. я думаю что автор, путем сравнения характеров героев, пытался донести до нас мысль о человеке, каким он должен быть. как много зависит от самого человека. в одних и тех же обстоятельствах один оказывается героем, а другой, не достоин называться человеком.