1) солженицын не даёт развёрнутого портрета матрёны. из главы в главу повторяется чаще всего лишь одна деталь – улыбка: «лучезарная улыбка», «улыбка её кругловатого лица», « чему-то», «извиняющаяся полуулыбка». автором важно изобразить не столько внешнюю красоту простой крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль, высказанную прямо: «у тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью». поэтому после страшной гибели героини её лицо осталось целёхонькая, спокойная, больше живое, чем мёртвое.2) солженицын несколькими ненавязчивыми штрихами передаёт диалектные особенности деревенской речи героини. удивительно, но я лично в её речи, в её образе увидела тех бабушек, с которыми мы встречались и разговаривали, когда бывали в диалектологических экспедициях в деревне. образ матрёны показался таким типичным! 3) внешне быт матрёны поражает своей неустроенностью («в запущи она живёт») всё её богатство фикусы, колченогая кошка, коза, мышьи тараканы, пальто, перешитое из железнодорожной шинели. всё это свидетельствует о бедности матрёны, проработавшей всю жизнь, но лишь с великим трудом выхлопотавшей себе крохотную пенсию. но важно ещё и другое: эти скупые бытовые детали раскрывают её особый мир. не случайно у фикуса говорится: «они заполняли одиночество хозяйки. они разрослись привольно…» - а шуршание тараканов сравнивается с далёким шумом океана. кажется, сама природа живёт в доме матрёны, всё живое тянется к нейф 4) события рассказа ограничены чёткими временными рамками: лето-зима 1956 года. восстанавливая судьбу героини, её жизненные драмы, личные беды, так или иначе, связаны с поворотами : с первой мировой войной, на которой попал в плен фаддей, с великой отечественной, с которой не вернулся муж, с колхозом, которой выжил из неё все силы и оставил её без средств к существованию. её судьба – частица судьбы всего народа.
и сегодня бесчеловечная система не отпускает матрену: её оставили без пенсии, и она вынуждена целые дни тратить на добывание различных справок; ей не торфа, заставляя воровать, да ещё по доносу ходят с обыском; новый председатель обрезал всем огороды; коровы завести невозможно, так как косить ни где не разрешают; даже билеты на поезд и те не . матрена ощущает не справедливость, но она не держит зла на судьбу и на людей. «у неё было верное средство вернуть доброе расположение духа - работа». не получая ничего за свою работу, она по первому зову идёт соседям, колхозу. окружающие охотно пользуются её добротой. сами же односельчане и родственники не только не матрене, но и стараются вообще не появляться в её доме, боясь, что она попросит о . всем и каждому матрена остаётся в своей деревне абсолютно одинокой.6) с самых первых строк автор готовит нас к трагической развязке судьбу матрены. её гибель предвещают и котелка с освящённой водой и исчезновение кошки. для родни и соседи гибель матрены – лишь повод позлословить о ней до возможность поживиться её не хитрым добром, для рассказчика – это гибель родного человека и разрушение целого мира, мира той народной правды, без которой не стоит земля
фазиль (фазиль) искандер часто ставит своих героев в такую ситуацию, когда им приходится выбирать между добром и злом, когда грань между ними зыбка, что особенно затрудняет выбор. читатель же словно сам участвует в их внутренней борьбе.
идея рассказа «тринадцатый подвиг геракла» серьезна и глубока. писатель размышляет над тем, что и социальное мужество в человеке далеко не всегда, что, обладая храбростью, можно остаться трусом в общественной жизни, что даже можно совершить из трусости подвиг, дабы не показаться людям смешным или глупым. и вот, вскрывая именно такую каверзную ситуацию, писатель остается верен себе: юмор пронизывает повествование от первой до последней фразы.
писатель умеет говорить о серьезных и важных вещах с юмором, он убежден, что «юмор делает серьезное еще более серьезным»: «я понял, что все счастливые находки детства – это тайный кредит судьбы, за который мы потом расплачиваемся взрослыми. и это вполне справедливо. и еще одно я твердо понял: все потерянное можно найти – даже любовь, даже юность. и только потерянную совесть еще никто не находил». ф. искандер особенно глубоко и осмысленно проникся желанием пробудить у читателя сердце разумное. рассуждая о вечном и суетном, он всматривается в человека, уважая его и любя.
проблемы, поднимаемые писателем, актуальны и для нашего времени.
и сегодня бесчеловечная система не отпускает матрену: её оставили без пенсии, и она вынуждена целые дни тратить на добывание различных справок; ей не торфа, заставляя воровать, да ещё по доносу ходят с обыском; новый председатель обрезал всем огороды; коровы завести невозможно, так как косить ни где не разрешают; даже билеты на поезд и те не . матрена ощущает не справедливость, но она не держит зла на судьбу и на людей. «у неё было верное средство вернуть доброе расположение духа - работа». не получая ничего за свою работу, она по первому зову идёт соседям, колхозу. окружающие охотно пользуются её добротой. сами же односельчане и родственники не только не матрене, но и стараются вообще не появляться в её доме, боясь, что она попросит о . всем и каждому матрена остаётся в своей деревне абсолютно одинокой.6) с самых первых строк автор готовит нас к трагической развязке судьбу матрены. её гибель предвещают и котелка с освящённой водой и исчезновение кошки. для родни и соседи гибель матрены – лишь повод позлословить о ней до возможность поживиться её не хитрым добром, для рассказчика – это гибель родного человека и разрушение целого мира, мира той народной правды, без которой не стоит земля
фазиль (фазиль) искандер часто ставит своих героев в такую ситуацию, когда им приходится выбирать между добром и злом, когда грань между ними зыбка, что особенно затрудняет выбор. читатель же словно сам участвует в их внутренней борьбе.
идея рассказа «тринадцатый подвиг геракла» серьезна и глубока. писатель размышляет над тем, что и социальное мужество в человеке далеко не всегда, что, обладая храбростью, можно остаться трусом в общественной жизни, что даже можно совершить из трусости подвиг, дабы не показаться людям смешным или глупым. и вот, вскрывая именно такую каверзную ситуацию, писатель остается верен себе: юмор пронизывает повествование от первой до последней фразы.
писатель умеет говорить о серьезных и важных вещах с юмором, он убежден, что «юмор делает серьезное еще более серьезным»: «я понял, что все счастливые находки детства – это тайный кредит судьбы, за который мы потом расплачиваемся взрослыми. и это вполне справедливо. и еще одно я твердо понял: все потерянное можно найти – даже любовь, даже юность. и только потерянную совесть еще никто не находил». ф. искандер особенно глубоко и осмысленно проникся желанием пробудить у читателя сердце разумное. рассуждая о вечном и суетном, он всматривается в человека, уважая его и любя.
проблемы, поднимаемые писателем, актуальны и для нашего времени.