Мы не знаем точно, кто автор «слова о полку игореве». но когда я читаю это бессмертное творение патриота, то представляю скромную монашескую келью, скудно освещенную колеблющимся пламенем свечи. за столом — седовласый старец, склонившийся над рукописью. в моем представлении автор «слова» и пушкинский пимен-летописец словно родные братья. оба горячо любят отчизну, оба гордятся ратными подвигами и мирным трудом своих предков, оба хотят, чтобы наша славная не была забыта. читая «слово», мы как будто воочию видим древнюю русь: бескрайние степи, колосящиеся поля, многоводные реки; слышим воинственные призывы молодых князей и мирное «золотое слово» многоопытного святослава. сердце заставляет тревожно биться звон мечей, топот копыт, крики воинов. мы всей душой сочувствуем ярославне, разделяем с ней боль утраты и надеемся на чудо — возвращение из плена князя игоря. старина оживает в нашем воображении. киевская русь конца xii века — высокоразвитое, но уже ослабленное княжескими междоусобицами и набегами кочевых племен государство. власть великого князя киевского еще не исчезла полностью, но ее влияние на поведение и политику князей уже ослабло. трагедия киевского государства — в разъединенности, разобщенности князей, не думающих об общих интересах. так, в 1185 году храбрый молодой князь небольшого новгород-северского княжества игорь святославович решил добиться славы, в одиночку разгромив половцев. с небольшими силами, не посоветовавшись с киевским князем святославом, он отправляется в дальний поход на половцев, «замыслив» дойти до берегов черного моря и вернуть руси когда-то принадлежавшие ей земли у керченского пролива. читая «слово», мы видим, как князь игорь «вступает в золотое стремя и едет по чистому полю». ничто не может заставить его одуматься, даже солнечное затмение, предвещавшее, как тогда считали, трагедию. волнующая ночь перед боем, напряженное ожидание и вот туманным утром « перегородили великие поля своими красными щитами». они ринулись в битву, «ища себе чести, а князю — славы». одержана победа, но тревога, предчувствие будущего поражения не покидает нас. и вот начинается второй, решающий, бой. кажется, что враждебные ветры «земли незнаемой», как живые существа, «веют с моря стрелами» на воинов игоря. содрогнулась земля, замутились реки, прах лег на отвлекая нас от описываемых событий, автор вспоминает об отдаленных временах, когда только начинались братоубийственные распри и «от княжеских крамол сокращалась жизнь человеческая. тогда по земле редко перекликались пахари, но часто вороны каркали, деля между собою » рассказчик предвидит, что неудача игоря к еще более тяжким последствиям, к еще большему ослаблению руси. вот почему с таким сочувствием и пониманием вслушиваемся мы в «золотое слово» мудрого святослава киевского, который сумел на время пресечь междоусобицы и отогнал кочевников в глубь степей. поэт, называя слово святослава «золотым», подчеркивает, что в нем заключены особенно значительные, государственные мысли. автор «слова» вместе с князем киевским призывает всех князей объединиться, вместе выступить «за землю , за раны игоревы» и сообща разгромить врагов. и, словно в ответ на этот призыв, звучит рассказ о побеге игоря из плена, который воспринимается как начало перемен. из летописей известно, что игорь, вернувшись из плена, вначале заехал в новгород-северский, затем в чернигов и только потом отправился в киев к святославу. «слово» же, умалчивая об этом, оставляет впечатление, что князь прямо из плена устремился в киев, чтобы покаяться перед старшим из князей и заключить с ним союз против половцев. такое завершение событий в произведении, видимо, отвечает горячему желанию певца видеть русь объединенной под властью одного сильного князя и способной дать отпор любому врагу. вся поэма, посвященная прошлому, обращена к будущему, пронизана заботой об этом будущем. звучат последние строки «слова», и, кажется, оживает темная монастырская келья, наполняется красками и звуками глубокой старины. бессмертное творение древ мыслителя-патриота приобщает нас к славному прошлому, учит гордиться героической своего народа. «минувшее», настоящее и будущее родины сплетаются в единую
принц матиуш (уменьшительное от имени мачей) становится королём после смерти своего отца. ни братьев, ни сестёр у юного принца не было, поэтому он был единственным наследником престола. матиуш i ещё слишком молод и не понимает, что в действительности от его имени правят чиновники. политика чиновников к тому, что королевство матиуша оказалось втянутым в войну с тремя соседними государствами. король тайно покидает дворец и отправляется на фронт. матиуш берёт себе новое имя и становится «сыном полка».
отправляясь на войну, юный король и не подозревал, насколько она ужасна. война представлялась матиушу слишком романтичной. тем не менее, разочарование не смогло сломить матиуша. он достойно переносит все тяготы солдатской жизни. вскоре воины узнают, что среди них находится король. всех охватывает воодушевление. война заканчивается полным разгромом неприятеля.
вернувшись домой, матиуш решает страной самостоятельно. король считает себя повзрослевшим и более опытным, хотя на самом деле опыта в страной у него по-прежнему нет. матиуш i проводит ряд реформ, направленных на улучшение жизни своих подданных. особое внимание король уделяет детям. он создаёт детский парламент, в котором его ровесники. согласно королевскому предписанию, все дети королевства должны занять рабочие места взрослых. взрослые, в свою очередь, отправляются учиться вместо детей.
реформы матиуша приводят к плачевным результатам. королевство вновь оказывается втянутым в войну. на сей раз, победил неприятель. юный король был сослан на необитаемый остров. после бегства из и многочисленных скитаний матиуш вернулся домой. он больше не хотел быть королём и отрёкся от престола. матиуш устроился работать на фабрику. вскоре главный герой погибает в результате несчастного случая.
принц матиуш (уменьшительное от имени мачей) становится королём после смерти своего отца. ни братьев, ни сестёр у юного принца не было, поэтому он был единственным наследником престола. матиуш i ещё слишком молод и не понимает, что в действительности от его имени правят чиновники. политика чиновников к тому, что королевство матиуша оказалось втянутым в войну с тремя соседними государствами. король тайно покидает дворец и отправляется на фронт. матиуш берёт себе новое имя и становится «сыном полка».
отправляясь на войну, юный король и не подозревал, насколько она ужасна. война представлялась матиушу слишком романтичной. тем не менее, разочарование не смогло сломить матиуша. он достойно переносит все тяготы солдатской жизни. вскоре воины узнают, что среди них находится король. всех охватывает воодушевление. война заканчивается полным разгромом неприятеля.
вернувшись домой, матиуш решает страной самостоятельно. король считает себя повзрослевшим и более опытным, хотя на самом деле опыта в страной у него по-прежнему нет. матиуш i проводит ряд реформ, направленных на улучшение жизни своих подданных. особое внимание король уделяет детям. он создаёт детский парламент, в котором его ровесники. согласно королевскому предписанию, все дети королевства должны занять рабочие места взрослых. взрослые, в свою очередь, отправляются учиться вместо детей.
реформы матиуша приводят к плачевным результатам. королевство вновь оказывается втянутым в войну. на сей раз, победил неприятель. юный король был сослан на необитаемый остров. после бегства из и многочисленных скитаний матиуш вернулся домой. он больше не хотел быть королём и отрёкся от престола. матиуш устроился работать на фабрику. вскоре главный герой погибает в результате несчастного случая.