Степан Петрович Хозяйке Медной горы понравилось в Степане Петровиче то, что он не показал виду, что испугался, когда увидел Хозяйку, смело разговаривал с ней. Ему было «стыдно перед девкой хвастуном себя оказать» , и он выполнил обещание, сказал приказчику, что Хозяйка велела. Когда Хозяйка Медной горы привела его свои богатства показывать, он «не обзарилися» на эти богатства, «не променял свою Настеньку на каменную девку».
Для Мцыри, как и для всех любимых мятежных героев Лермонтова, смысл жизни — в борьбе. Бунт Мцыри не направлен на разрушение нравственных норм и человеческих традиций. Монастырь, куда попадает маленький пленник, вовсе не является злой, угрюмой средой. Напротив, монахи были добры к мальчику. И все же он не может оставаться там, потому что это противно всему его существу, даже не сознанию, а его естественной натуре. Он стремится: "От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы..." Мцыри жаждет вернуться к самому себе, в естественный для него простой и понятный мир, в родную, близкую природу, противопоставленную чужому миру, где человек может быть угнетен человеком, где подавляется естественное чувство личности. Вот почему в поэме природа занимает такое большое место, являясь своеобразным действующим лицом, активным началом, в котором Мцыри видит и залог возрождения. Оказавшись на воле, юноша ощущает органическое слияние с природой, как бы погружение в нее. Он понимает ее тайный язык: "Мне было свыше то дано". И бой с барсом не воспринимается как единоборство с противником, ибо Мцыри ощущает себя частичкой того же самого мира: "Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков". В поэме "Мцыри" Лермонтов выразил свои самые сокровенные думы. Мотив одиночества звучит во многих произведениях Михаила Юрьевича Лермонтова. Не исключение и "Мцыри". Откуда это? В ту эпоху невозможно было преодолеть отчуждение от времени, вернее, от "безвременья". Ощущение одиночества исходит от внутреннего мировоззрения писателя. Он так чувствовал и воспринимал действительность. Поэтому и герои его произведений, такие как Печорин, Арбенин и Мцыри, постоянно испытывали внутреннюю борьбу и одиночество.
"От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы..."
Мцыри жаждет вернуться к самому себе, в естественный для него простой и понятный мир, в родную, близкую природу, противопоставленную чужому миру, где человек может быть угнетен человеком, где подавляется естественное чувство личности. Вот почему в поэме природа занимает такое большое место, являясь своеобразным действующим лицом, активным началом, в котором Мцыри видит и залог возрождения. Оказавшись на воле, юноша ощущает органическое слияние с природой, как бы погружение в нее. Он понимает ее тайный язык:
"Мне было свыше то дано".
И бой с барсом не воспринимается как единоборство с противником, ибо Мцыри ощущает себя частичкой того же самого мира:
"Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков".
В поэме "Мцыри" Лермонтов выразил свои самые сокровенные думы.
Мотив одиночества звучит во многих произведениях Михаила Юрьевича Лермонтова. Не исключение и "Мцыри". Откуда это? В ту эпоху невозможно было преодолеть отчуждение от времени, вернее, от "безвременья". Ощущение одиночества исходит от внутреннего мировоззрения писателя. Он так чувствовал и воспринимал действительность. Поэтому и герои его произведений, такие как Печорин, Арбенин и Мцыри, постоянно испытывали внутреннюю борьбу и одиночество.