нам осталось поговорить о лирических стихотворениях поэта. к таким принадлежит "разговор с анакреоном", произведение, которое ломоносов дорабатывал и перерабатывал не один раз в течение 1750-х–1762-го годов и которое для него самого являлось программным. стихотворение построено как диалог двух поэтов: древнегреческого и современного. в споре и диалоге, как известно, рождается истина, потому ломоносов и избрал столь оригинальную форму стиха. в чем истинное назначение поэзии – вопрос, который здесь поставлен. анакреон жил давно, в пятом веке до нашей эры. в своих песнях поэт прославлял светлые и радостные минуты жизни, счастье в любви, красоту, молодость, а если старость, – то довольную собою и беспечальную. и в древности, и в более поздние времена стихотворения анакреона были настолько популярны, ему так активно подражали, что возникло даже обозначение этого направления в поэзии – "анакреонтическая лирика".
вот с таким поэтом вступает в полемический диалог ломоносов. чтобы убедить читателя в своей правоте, он сначала переводит строфу из анакреона, а следом сочиняет свой ответ, предлагает собственное понимание затронутой в этой строфе темы. так и чередуются фрагменты произведения: мысли, принадлежащие анакреону – мысли, принадлежащие ломоносову. древнегреческий поэт сетует, что в своих песнях не может настроиться на героическую тему – поневоле строки о любви:
нам осталось поговорить о лирических стихотворениях поэта. к таким принадлежит "разговор с анакреоном", произведение, которое ломоносов дорабатывал и перерабатывал не один раз в течение 1750-х–1762-го годов и которое для него самого являлось программным. стихотворение построено как диалог двух поэтов: древнегреческого и современного. в споре и диалоге, как известно, рождается истина, потому ломоносов и избрал столь оригинальную форму стиха. в чем истинное назначение поэзии – вопрос, который здесь поставлен. анакреон жил давно, в пятом веке до нашей эры. в своих песнях поэт прославлял светлые и радостные минуты жизни, счастье в любви, красоту, молодость, а если старость, – то довольную собою и беспечальную. и в древности, и в более поздние времена стихотворения анакреона были настолько популярны, ему так активно подражали, что возникло даже обозначение этого направления в поэзии – "анакреонтическая лирика".
вот с таким поэтом вступает в полемический диалог ломоносов. чтобы убедить читателя в своей правоте, он сначала переводит строфу из анакреона, а следом сочиняет свой ответ, предлагает собственное понимание затронутой в этой строфе темы. так и чередуются фрагменты произведения: мысли, принадлежащие анакреону – мысли, принадлежащие ломоносову. древнегреческий поэт сетует, что в своих песнях не может настроиться на героическую тему – поневоле строки о любви: