Как появилось сравнение Бажова с Толкиеном? Что общего у Серебряного копытца и Огневушки-поскакушки с таинственными богами народа манси? Реально ли золото Великого полоза? И почему про Бажова можно сказать, что это дополненная реальность?
Судьба человека, Шолохов. Тихий Дон, он же. Война и Мир, Толстой. Хождение по мукам, он же. Мать, Горький. Рассказы Джека Лондона. (Мартин Иден, Белый Клык и др. ) Дубровский, Пушкин. Дар, Набоков (с поправками) . Унесённые ветром, Маргарет Митчелл. Старик и море, Хэмингуэй. Триумфальная арка (и другие романы) , Ремарк. Как закалялась сталь, Островский. Два капитана, Каверин. Над кукушкиным гнездом, Кизи. Полковнику никто не пишет, Маркес. Чума, Камю. Овод, Войнич. Моби Дик, Мелвилл. Завтра была война, Васильев. А зори здесь тихие, Васильев. Степной волк, Гессе. Трилогия желания, Драйзер. Крестный отец, Пьюзо. Повесть о настоящем человеке, Полевой. Троечарствие, Гуанчжун (и 4 классических китайских романа) . Искусство войны, Сунь Цзы. Ярмарка тщеславия, Теккеррей. Николай Николаевич, Алешковский. Театр, Моэм. Атлант расправил плечи, Рэнд, но скучно. Так говорил Заратустра, Ницше. Сумерки идолов, он же. 451 по фаренгайту, Бредбери.
В статье "Рассуждение об оде" Тредиаковский так охарактеризовал этот жанр: "В оде описывается всегда и непременно материя благородная, важная, редко нежная и приятная, в речах весьма пиитических и великолепных". Несмотря на неприязнь к своему литературному противнику, Тредиаковский давал определение жанра, по существу, исходя из поэтических опытов Ломоносова. Именно такова ломоносовская ода. Она обращена тематически к "материи благородной и важной": миру и покою в стране, мудрому правлению просвещенного монарха, развитию отечественных наук и образования, освоению новых земель и рачительного использования богатств на старых землях.
Ломоносов разработал на практике и утвердил на десятилетия вперед формальные признаки жанра, или, другим словом, его поэтику. В оде встречаем масштабные образы; величественный стиль, подымающий описываемые картины над обыденностью; "пышный" поэтический язык, насыщенный церковнославянизмами, риторическими фигурами, красочными метафорами и гиперболами. И при этом – классицистическая строгость построения, "гармония стиха": выдержанный четырехстопный ямб, строфа из десяти строк, ненарушаемая схема гибкой рифмовки абабввгддг.
Начнем анализ текста с первой строфы:
Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна! Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют; Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою; Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земли.
Словно бы с высоты птичьего полета обозревает поэт села, города, колосящиеся хлебные нивы, бороздящие моря корабли. Они все овеяны и защищены "блаженной тишиной" – в России мир и покой. Ода посвящена прославлению императрицы Елизаветы Петровны, но еще до ее появления в оде успевает поэт высказать свою главную и заветную идею: процветанию страны мир, не войны. Императрица, которая входит в оду в следующей строфе, оказывается по художественной логике производным от этой всеобъемлющей мирной тишины ("Душа ее зефира тише"). Очень интересный ход! С одной стороны, поэт выдерживает параметры хвалебного жанра ("краше Елисаветы" ничего не может быть в свете). Но с другой, – с первых строк произведения он твердо обозначил свою авторскую позицию. И далее лирический голос поэта, а не проекция на образ императрицы все отчетливее будет вести развитие повествования. Доминирующая роль лирического героя в оде – несомненное художественное достижение Ломоносова в этом традиционном классицистическом жанре.
Тихий Дон, он же.
Война и Мир, Толстой.
Хождение по мукам, он же.
Мать, Горький.
Рассказы Джека Лондона. (Мартин Иден, Белый Клык и др. )
Дубровский, Пушкин.
Дар, Набоков (с поправками) .
Унесённые ветром, Маргарет Митчелл.
Старик и море, Хэмингуэй.
Триумфальная арка (и другие романы) , Ремарк.
Как закалялась сталь, Островский.
Два капитана, Каверин.
Над кукушкиным гнездом, Кизи.
Полковнику никто не пишет, Маркес.
Чума, Камю.
Овод, Войнич.
Моби Дик, Мелвилл.
Завтра была война, Васильев.
А зори здесь тихие, Васильев.
Степной волк, Гессе.
Трилогия желания, Драйзер.
Крестный отец, Пьюзо.
Повесть о настоящем человеке, Полевой.
Троечарствие, Гуанчжун (и 4 классических китайских романа) .
Искусство войны, Сунь Цзы.
Ярмарка тщеславия, Теккеррей.
Николай Николаевич, Алешковский.
Театр, Моэм.
Атлант расправил плечи, Рэнд, но скучно.
Так говорил Заратустра, Ницше.
Сумерки идолов, он же.
451 по фаренгайту, Бредбери.
ЧЕМ МОГЛА
Ломоносов разработал на практике и утвердил на десятилетия вперед формальные признаки жанра, или, другим словом, его поэтику. В оде встречаем масштабные образы; величественный стиль, подымающий описываемые картины над обыденностью; "пышный" поэтический язык, насыщенный церковнославянизмами, риторическими фигурами, красочными метафорами и гиперболами. И при этом – классицистическая строгость построения, "гармония стиха": выдержанный четырехстопный ямб, строфа из десяти строк, ненарушаемая схема гибкой рифмовки абабввгддг.
Начнем анализ текста с первой строфы:
Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна! Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют; Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою; Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земли.
Словно бы с высоты птичьего полета обозревает поэт села, города, колосящиеся хлебные нивы, бороздящие моря корабли. Они все овеяны и защищены "блаженной тишиной" – в России мир и покой. Ода посвящена прославлению императрицы Елизаветы Петровны, но еще до ее появления в оде успевает поэт высказать свою главную и заветную идею: процветанию страны мир, не войны. Императрица, которая входит в оду в следующей строфе, оказывается по художественной логике производным от этой всеобъемлющей мирной тишины ("Душа ее зефира тише"). Очень интересный ход! С одной стороны, поэт выдерживает параметры хвалебного жанра ("краше Елисаветы" ничего не может быть в свете). Но с другой, – с первых строк произведения он твердо обозначил свою авторскую позицию. И далее лирический голос поэта, а не проекция на образ императрицы все отчетливее будет вести развитие повествования. Доминирующая роль лирического героя в оде – несомненное художественное достижение Ломоносова в этом традиционном классицистическом жанре.