Прозу Чехова отличает необычайная краткость и содержательность. Писателю удается в отдельном эпизоде изобразить жизненную драму, на малом пространстве развернуть романное содержание.
Сам Чехов признавался: "Умею о длинном говорить коротко". Чехов создает новый тип события, представляющий собой "смещение сознания героя, раскрытия жизни героем с другой, неожиданной стороны, сознание враждебной жизни, невозможность в ней разобраться до конца" (В. Катаев).
Смысловая емкость рассказов достигается многими приемами. По меткому выражению Л. Толстого, А. Чехов "пишет большими мазками": укрупняет черты характера, гиперболизирует, создает типажи. Романное содержание создается благодаря ассоциативности образа и богатому подтексту.
Огромную роль играет емкая художественная деталь. Она пластична, наглядна; по словам М. Горького, ее можно пощупать руками. У Чехова "нет деталей, не имеющих смысла, нет ненужных подробностей" (П. Чудаков).
Многие произведения писателя имеют афористическое ("Человек в футляре") или символическое название. Рассказы по сюжетной динамике и композиции приближаются к новелле. Как специфическая стилевая черта прозы и драматургии Чехова выступают открытые финалы в его произведениях.
По словам Л. Толстого, А. Чехов открыл "новейшие, совершенные, новые формы писания для всего мира". Избегая морализаторства, он рассчитывал на читателя, который научится понимать язык и мысль автора. Художник намеренно многое опускает, уводит в подтекст, рассчитывая на воображение читателя, который должен дорисовать изображаемое, домыслить открытый финал. В зрелых рассказах Чехова выстраиваются новые диалогические отношения с читателем.
В своем стихотворении "Пророк" гениальный Пушкин призывал:
"...глаголом жги сердца людей". Таким в моем представлении должен быть настоящий поэт: одним своим словом, выбранном из сотен других, похожих слов он должен увлекать, вести за собой, обращаться к умам и сердцам миллионов людей.
Стихосложение - такий вид литературы, который требует от автора трепетного и вместе с тем требовательного отношения к каждому слову. А сам поэт - это человек, который в обычном, обыденном видит романтику, видит возвышенное и прекрасное. Видит и умеет передать это читателю при средств художественной выразительности.
Рифмовать могут многие люди, хотя и это умение доступно далеко не всем. Но слова, сказанные в рифму, это ещё не стихи. Стихи должны нести в себе яркие образы, сотканные из эпитетов, метафор, аллитераций, ассонансов и других приемов, которые во множестве существуют в мастерской настоящего поэта.
Например, был такой великолепный поэт Иван Бунин. Вот как он писал о розах:
Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись —
Две чаши, полные огня.
...
И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слезы
Очами, полными огня.
Даже человек, мало смыслящий в поэзии, понимает, что перед ним - настоящие стихи, а их автор - подлинный художник слова.
Мне хочется, чтобы люди больше интересовались поэзией, чтобы искали в стихах высший смысл. Чтобы они видели жизнь и всё окружающее их глазами поэта. А поэт, который может пробудить в человеке чувство прекрасного, - настоящий поэт.
Прозу Чехова отличает необычайная краткость и содержательность. Писателю удается в отдельном эпизоде изобразить жизненную драму, на малом пространстве развернуть романное содержание.
Сам Чехов признавался: "Умею о длинном говорить коротко". Чехов создает новый тип события, представляющий собой "смещение сознания героя, раскрытия жизни героем с другой, неожиданной стороны, сознание враждебной жизни, невозможность в ней разобраться до конца" (В. Катаев).
Смысловая емкость рассказов достигается многими приемами. По меткому выражению Л. Толстого, А. Чехов "пишет большими мазками": укрупняет черты характера, гиперболизирует, создает типажи. Романное содержание создается благодаря ассоциативности образа и богатому подтексту.
Огромную роль играет емкая художественная деталь. Она пластична, наглядна; по словам М. Горького, ее можно пощупать руками. У Чехова "нет деталей, не имеющих смысла, нет ненужных подробностей" (П. Чудаков).
Многие произведения писателя имеют афористическое ("Человек в футляре") или символическое название. Рассказы по сюжетной динамике и композиции приближаются к новелле. Как специфическая стилевая черта прозы и драматургии Чехова выступают открытые финалы в его произведениях.
По словам Л. Толстого, А. Чехов открыл "новейшие, совершенные, новые формы писания для всего мира". Избегая морализаторства, он рассчитывал на читателя, который научится понимать язык и мысль автора. Художник намеренно многое опускает, уводит в подтекст, рассчитывая на воображение читателя, который должен дорисовать изображаемое, домыслить открытый финал. В зрелых рассказах Чехова выстраиваются новые диалогические отношения с читателем.
В своем стихотворении "Пророк" гениальный Пушкин призывал:
"...глаголом жги сердца людей". Таким в моем представлении должен быть настоящий поэт: одним своим словом, выбранном из сотен других, похожих слов он должен увлекать, вести за собой, обращаться к умам и сердцам миллионов людей.
Стихосложение - такий вид литературы, который требует от автора трепетного и вместе с тем требовательного отношения к каждому слову. А сам поэт - это человек, который в обычном, обыденном видит романтику, видит возвышенное и прекрасное. Видит и умеет передать это читателю при средств художественной выразительности.
Рифмовать могут многие люди, хотя и это умение доступно далеко не всем. Но слова, сказанные в рифму, это ещё не стихи. Стихи должны нести в себе яркие образы, сотканные из эпитетов, метафор, аллитераций, ассонансов и других приемов, которые во множестве существуют в мастерской настоящего поэта.
Например, был такой великолепный поэт Иван Бунин. Вот как он писал о розах:
Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись —
Две чаши, полные огня.
...
И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слезы
Очами, полными огня.
Даже человек, мало смыслящий в поэзии, понимает, что перед ним - настоящие стихи, а их автор - подлинный художник слова.
Мне хочется, чтобы люди больше интересовались поэзией, чтобы искали в стихах высший смысл. Чтобы они видели жизнь и всё окружающее их глазами поэта. А поэт, который может пробудить в человеке чувство прекрасного, - настоящий поэт.