Вповести противопоставляются маруся и соня. такое противопоставление называется антитезой. маруся – худенькая маленькая девочка четырех лет. «это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, - пишет короленко в главе «знакомство продолжается» . -несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шаталась, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика…. » вася сравнивал марусю со своей сестрой, которой тоже было четыре года: «моя соня была кругла, как пышка, и , как мячик. она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетает алую ленту» . соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. маруся росла в нищете и часто бывала голодная. за ней ухаживал брат валек.
Дной из главных особенностей творчества н. в. гоголя является юмор. луначарский назвал гоголя «царем смеха». отвергая «беспутный» смех, «от бездельной пустоты праздного времени», гоголь признавал лишь смех, «родившийся от любви к человеку». смех — великое орудие воспитания человека. гоголь поэтому считал, что смеяться должно не над «кривым носом человека», а над его «кривою душою». смех в поэме «мертвые души» — беспощадное орудие зла. такой смех, обладавший огромным нравственным потенциалом, гоголь называл «восторженным». сам гоголь, оценивавший главную черту своего таланта, видел ее в способности «озирать всю громаднонесущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы». белинский писал, что комизм гоголя является следствием «грустного взгляда на жизнь, что в его смехе много горечи и горести». вот почему произведения гоголя — это «сначала смешно, потом грустно». в «мертвых душах» смешное по своему характеру трагично, то есть как в жизни: серьезное слилось со смешным, трагическое с комическим, ничтожное с пошлым, великое и прекрасное с обыденным. это переплетение отразилось в определении гоголем жанра произведения и его названия: с одной стороны, это поэма, то есть возвышенное восприятие и изображение жизни, с другой стороны — название произведения на уровне фарса, пародии. все персонажи в двух измерениях: сначала мы видим их такими, какими они кажутся самим себе, а потом мы их же видим такими, какими видит их писатель. характеристика каждого персонажа обязательно дается через определенный круг вещей: манилов неотделим от беседки с голубыми колоннами и надписью «храм уединенного размышления»; коробочка обязательно в окружении множества маленьких пестрядевых мешочков с монетами; ноздрев с постоянно сбивающейся с одной музыки на другую шарманкой, которую невозможно остановить; собакевич, напоминающий средней величины медведя в окружении громоздкой мебели, имеющей странное сходство с ним; чичиков, обладатель тысячи крестьян, в рваном халате и странном колпаке на голове. поэма начинается с характеристики брички, в которой приехал чичиков, и читателю уже кое-что становится известно об этом герое. гоголь придавал большое значение всем этим мелочам быта, считая, что в них отражается характер человека.