Второй порок описан в пиеске А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери". Расследуется проблема совместимости гениальности и злодейства во взаимоотношениях двух композиторов. Сальери глубоко уязвлен тем, что те вершины, на которые он поднимался медленно и мучительно, Моцарт берет легко, и ведет недостойный, по мнению Сальери, образ жизни для гения. Таким образом, неверно понятый долг легко перетекает в самое низкое злодейство — отравление, да еще движимое банальной завистью. "Но гений и злодейство — две вещи несовместные." Последние слова Сальери о знаменитом флорентийском скульпторе Микеланджело оставляют открытым вопрос о сложном синтезе низкого и высокого в душе гениальных людей: "...иль это сказки тупой бессмысленной толпы — и не был убийцею создатель Ватикана?".
У А.С.Пушкина эти самые пороки ярко обрисованы в новаторских "Маленьких трагедиях". Буду идти по пунктам:
1. "Скупой рыцарь" "Он умер. Великий Боже! Ужасный век, ужасные сердца!" Главный лейтмотив этой пиески — ужасный человеческий порок, скупость, идущая рука об руку с безудержным стяжанием. Еще до знаменитых "бальзаковских страстей" А.С.Пушкин обрисовывает любовь к деньгам, стяжательство, и связанную с ними скупость как вполне отдельную страсть, не менее пламенную, чем плотскую, или духовную страсть. Для Скупого рыцаря деньги ценны сами по себе, они — зримо выраженный символ власти:
Но это не просто рационалистический расчет, а пламенная страсть, сродная поэтическому безумию: "Я каждый раз, когда хочу сундук // Мой отпереть, впадаю в жар и трепет."
Эта бесплодная страсть делает Скупого рыцаря бесчеловечным (известный эпизод с вдовой отказать даже родному сыну, скрестить с ним клинки. При этом А.С.Пушкин делает еще одно тонкое наблюдение: то разрушительное воздействие, которое оказывает скупость отца на душу сына.
У А.С.Пушкина эти самые пороки ярко обрисованы в новаторских "Маленьких трагедиях". Буду идти по пунктам:
1. "Скупой рыцарь" "Он умер. Великий Боже! Ужасный век, ужасные сердца!" Главный лейтмотив этой пиески — ужасный человеческий порок, скупость, идущая рука об руку с безудержным стяжанием. Еще до знаменитых "бальзаковских страстей" А.С.Пушкин обрисовывает любовь к деньгам, стяжательство, и связанную с ними скупость как вполне отдельную страсть, не менее пламенную, чем плотскую, или духовную страсть. Для Скупого рыцаря деньги ценны сами по себе, они — зримо выраженный символ власти:
Но это не просто рационалистический расчет, а пламенная страсть, сродная поэтическому безумию: "Я каждый раз, когда хочу сундук // Мой отпереть, впадаю в жар и трепет."
Эта бесплодная страсть делает Скупого рыцаря бесчеловечным (известный эпизод с вдовой отказать даже родному сыну, скрестить с ним клинки. При этом А.С.Пушкин делает еще одно тонкое наблюдение: то разрушительное воздействие, которое оказывает скупость отца на душу сына.
Теперь дальше.
2. Моцар