...Эпизод военного совета Пугачева в Белогорской крепости играет важную роль и для развития сюжета, и для раскрытия характеров героев. По признанию главного героя повести, Гринева, он не был «совершенно хладнокровен» , когда шел по зову Пугачева в комендантский дом. В той самой комнате, где еще недавно Гринев нежно прощался с Машей, он видит «необыкновенную картину» . За столом, уставленным штофами и стаканами, сидит Пугачев с казацкими старшинами. Гринев обращает внимание на их пестрые наряды, «красные рожи» , «блистающие глаза» . Словом, первое впечатление главного героя резко отрицательное: он видит в мятежниках только разбойников и пьяниц. Новобранных изменников среди пирующих нет. Гринев молча садится за стол и, не касаясь вина, с любопытством разглядывает «сборище» . Несмотря на понятное предубеждение против Пугачева, Гринев вынужден признать, что «черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого» . Разговор мятежников очень прост, никто не оказывает предводителю «никакого особенного предпочтения» . Сам Пугачев тоже не важничает, запросто обращается к своим подчиненным. Мятежники хвастаются, спорят с «государем» , свободно предлагают свои мнения. Они принимают решение двигаться на осаду Оренбурга: «движение дерзкое, и которое чуть было не увенчалось бедственным успехом!» . Итак, наблюдая «странный военный совет» Гринев отмечает простую и демократичную атмосферу, царящую среди мятежников. Но по-настоящему глубокое впечатление производит на главного героя конец военного совета, когда восставшие хором распевают «заунывную бурлацкую песню» . В ней говорится о добром молодце, смело отвечающем на допросе царю о своих «товарищах» : темной ночи, булатном ноже, добром коне и тугом луке. За честный ответ царь награждает молодца «хоромами высокими, что двумя ли столбами с перекладиной» . Гринева поражает «эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице» . Теперь уже не компанию пьяниц с «красными рожами» видит перед собой Гринев, а людей с «грозными лицами» , «стройными голосами» , «унылым выражением» . Главный герой испытывает «пиитический ужас» , Пушкин намеренно употребляет архаическое выражение, чтобы подчеркнуть необычность и глубину переживания героя. В переводе на современный язык, Гринев испытал «поэтический восторг» . Он почувствовал глубокий трагизм положения этих людей, борющихся с угнетателями и знающих, что победы им не одержать. После совета между Гриневым и Пугачевым происходит отдельный разговор. Гринев держится мужественно и честно: отказывается служить Пугачеву, заявляет, что он не может изменить присяге и дворянской чести. Пушкин показывает, что Пугачев - человек широкой души, рядом с жестокостью в нем уживаются уважение к чужой искренности, благодарность за добро. «Казнить так казнить, миловать так миловать, » - заявляет Пугачев и отпускает Гринева на свободу...>>>
В той самой комнате, где еще недавно Гринев нежно прощался с Машей, он видит «необыкновенную картину» . За столом, уставленным штофами и стаканами, сидит Пугачев с казацкими старшинами. Гринев обращает внимание на их пестрые наряды, «красные рожи» , «блистающие глаза» . Словом, первое впечатление главного героя резко отрицательное: он видит в мятежниках только разбойников и пьяниц. Новобранных изменников среди пирующих нет. Гринев молча садится за стол и, не касаясь вина, с любопытством разглядывает «сборище» . Несмотря на понятное предубеждение против Пугачева, Гринев вынужден признать, что «черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого» . Разговор мятежников очень прост, никто не оказывает предводителю «никакого особенного предпочтения» . Сам Пугачев тоже не важничает, запросто обращается к своим подчиненным. Мятежники хвастаются, спорят с «государем» , свободно предлагают свои мнения. Они принимают решение двигаться на осаду Оренбурга: «движение дерзкое, и которое чуть было не увенчалось бедственным успехом!» .
Итак, наблюдая «странный военный совет» Гринев отмечает простую и демократичную атмосферу, царящую среди мятежников.
Но по-настоящему глубокое впечатление производит на главного героя конец военного совета, когда восставшие хором распевают «заунывную бурлацкую песню» . В ней говорится о добром молодце, смело отвечающем на допросе царю о своих «товарищах» : темной ночи, булатном ноже, добром коне и тугом луке. За честный ответ царь награждает молодца «хоромами высокими, что двумя ли столбами с перекладиной» . Гринева поражает «эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице» . Теперь уже не компанию пьяниц с «красными рожами» видит перед собой Гринев, а людей с «грозными лицами» , «стройными голосами» ,
«унылым выражением» . Главный герой испытывает «пиитический ужас» , Пушкин намеренно употребляет архаическое выражение, чтобы подчеркнуть необычность и глубину переживания героя. В переводе на современный язык, Гринев испытал «поэтический восторг» . Он почувствовал глубокий трагизм положения этих людей, борющихся с угнетателями и знающих, что победы им не одержать.
После совета между Гриневым и Пугачевым происходит отдельный разговор. Гринев держится мужественно и честно: отказывается служить Пугачеву, заявляет, что он не может изменить присяге и дворянской чести. Пушкин показывает, что Пугачев - человек широкой души, рядом с жестокостью в нем уживаются уважение к чужой искренности, благодарность за добро. «Казнить так казнить, миловать так миловать, » - заявляет Пугачев и отпускает Гринева на свободу...>>>