Они были отданы по двенадцатому году в киевскую академию, потому что все почетные сановники тогдашнего времени считали необходимостью дать воспитание своим детям, хотя это делалось с тем, чтобы после совершенно позабыть его. они тогда были, как все поступавшие в бурсу, дики, воспитаны на свободе, и там уже они обыкновенно несколько шлифовались и получали что-то общее, делавшее их похожими друг на друга. старший, остап, начал с того свое поприще, что в первый год еще бежал. его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. но, без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам. < > с этого времени остап начал с необыкновенным старанием сидеть за скучною книгою и скоро стал наряду с лучшими. тогдашний род учения страшно расходился с образом жизни: эти схоластические, грамматические, риторические и логические тонкости решительно не прикасались к времени, никогда не применялись и не повторялись в жизни. < > остап бульба, несмотря на то что начал с большим старанием учить логику и даже богословие, никак не избавлялся неумолимых розг. естественно, что все это должно было как-то ожесточить характер и сообщить ему твердость, всегда отличавшую козаков. остап считался всегда одним из лучших товарищей. он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях -- обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей. никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал. он был прямодушен с равными. он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время. он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову. меньшой брат его, андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые. он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с изобретательного ума своего умел увертываться от наказания, тогда как брат его остап, отложивши всякое попечение, скидал с себя свитку и ложился на пол, вовсе не думая просить о помиловании. он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет. женщина чаще стала представляться горячим мечтам его; он, слушая философические диспуты, видел ее поминутно, свежую, черноокую, нежную.
Тема любви - одна из ведущих в романе а.с. пушкина «евгений онегин». именно способностью искренне и предано любить автор «меряет» человеческую натуру, уровень развития своих героев. сам пушкин считал, что любовь составляет смысл существования, только любя, человек может полностью раскрыть все свои возможности, познать жизнь до конца. главным героем романа является молодой дворянин евгений онегин. один из главных вопросов произведения – умеет ли онегин любить? об этом читатель думает на протяжении всего романа. мне кажется, чтобы ответить на этот вопрос, стоит обратиться к описанию воспитания и образа жизни героя. онегин с самых юных лет был частью высшего общества петербурга. все, чему мог там научиться герой, - это искусство лжи и лицемерия: как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать… высший свет петербурга совершенно непритязателен. в нем ценится лишь поверхностная способность произвести приятное впечатление. глубже никто заглядывать не собирается. я думаю, в таком обществе легко блистать поверхностным людям. постоянные романы, интриги, флирт – вот главные развлечения в этом обществе. естественно, онегин в совершенстве овладел «искусством страсти нежной». но в этих отношениях нет ни капли искренности. евгений достаточно быстро разочаровался в жизни и своем окружении. он охладел ко всему вокруг. через некоторое время онегин уехал в деревню. лишь несколько дней его интересовала простая деревенская жизнь. но потом герою вновь стало скучно. именно во время такого «душевного холода» евгений онегин и встретил татьяну. молодая девушка мгновенно влюбилась в столичного франта. она, в отличие от онегина, умела сильно и искренно любить, отдаваясь этому чувству вся без остатка. подтверждение тому – признание, которое героиня первая написала онегину: я знаю, ты мне послан богом, до гроба ты хранитель ты в сновиденьях мне являлся, незримый, ты мне был уж мил… но онегин был уверен, что никто уже не сможет взволновать его надолго. онегин не отвечает героине взаимностью, давая ей отповедь. пережив этот отказ, татьяна, без любви, выходит замуж за другого. онегин же, после убийства ленского, некоторое время он странствовал, отошел от высшего общества, сильно переменился. все наносное ушло, осталась лишь глубокая, неоднозначная личность. спустя несколько лет, евгений вновь встречается с татьяной. теперь она замужняя женщина, светская львица. но мы понимаем, что героиня по-прежнему любит онегина: я вас люблю (к чему но я другому отдана; я буду век ему верна. да и изменившийся герой теперь способен любить и страдать, однако поздно - татьяна отказывает ему, оставаясь верной своему мужу. таким образом, герои пушкина к финалу произведения пришли истинно любящими людьми. это неудивительно, ведь сам автор считает любовь главнейшим чувством в жизни человека: «и жизнь могущая дает и пышный цвет и сладкий плод». способность любить – главный критерий в оценке героев и людей для пушкина.