Александр Сергеевич Пушкин, основоположник реализма и русского литературного языка, всю жизнь интересовался переломными моментами в истории России, а также выдающимися личностями, которые влияли на ход исторического развития страны. Через все его творчество проходят образы Петра I, Бориса Годунова, Емельяна Пугачева. Особый интерес вызывала у Пушкина крестьянская война под предводительством Е. Пугачева 1772–1775 гг. Автор много путешествовал по местам восстания, собирал материал, написал несколько произведений о крестьянской войне, но художественную форму обрело только одно – роман «Капитанская дочка». Это произведение было написано в 1833─ 1836 гг. Оно явилось как бы итогом исторических исканий автора, воплотившим в себе его мысли, переживания, сомнения.
Одной из основных проблем, поднятых в произведении, является проблема чести и долга, которая реалистически показана автором во всех ее проявлениях: от чести и долга простого крестьянина или беглого казака до самой императрицы.
Пушкин начинает рассказ с детства Гринева. Сначала это беспечный мальчик, но испытания, которые проходит главный герой, раскрывают его истинный характер. Человек чести и слова предстает перед нами во всем своем величии.
Капитану Миронову командующему Белогорской крепостью человеку необразованному, но самому честному и доброму сразу понравился, Гринев попавший под его командование. В семье Мироновых Гринева принимают как родного человека.
С приездом в Белогорскую крепость многое изменилось в жизни Гринева. Здесь он впервые стал поступать по совести, здесь он встретил Машу и полюбил ее.
Полнейшая противоположность Гринева – Швабрин. Швабрин представитель гвардейского офицерства. Великолепное образование светского человека, тем не менее, не делает Швабрина хорошим человеком. Он клевещет на Машу, примыкает к восстанию исключительно ради себя и своей выгоды – иначе его бы повесили. Поступаясь дворянской честью, он вливается в ряды бунтовщиков и теперь раскрывается вся его суть. Даже Емельян Пугачев не доверяет присягнувшему на верность Швабрину, ведь тот сделал это с невероятной легкостью.
Во время самого бунта особенно ярко проявились нравственные качества всех его участников, чего стоит истинный героизм капитана Миронова и его жены, которые предпочли смерть служению самозванцу. Они до конца выполнили свой долг. Так же поступил и Гринев, чем вызвал уважение Пугачева. Не чужды понятия чести и долга и Пугачеву. Он сумел оценить эти качества в Гриневе и во всем ему благодетельствовал. Исключительно стараниями Пугачева Гринев и Маша обрели друг друга. Впоследствии даже сам Гринев сумел увидеть и оценить в бунтаре и самозванце человека чести, которому присуще и чувство долга. В этом состоит главное отличие Гринева-сына от старика Гринева, для которого важнее всего были честь и долг офицера-дворянина. Гринев-младший сумел расширить эти понятия до их общечеловеческого значения и не отказал в человечности такому, казалось бы, чуждому человеку, как Пугачев.
Дружба с предводителем крестьянского восстания должна была бы самым отрицательным образом повлиять на судьбу героя. И действительно, мы видим, как по доносу его арестовывают и уже готовят отправить на эшафот вслед за Пугачевым. Однако дело решает Маша Миронова, которая считает своим долгом поехать в Петербург и рассказать императрице, как было дело на самом деле, надеясь на «милость» монаршую, а не на «правосудие». Чудесная встреча девушки с дамой, впоследствии оказавшейся самой императрицей, и помилование Гринева еще раз показывают, что в обществе, живущем по законам чести и долга, гораздо легче добиться правды. ВЫДЕЛИ САМОЕ ОСНОВНОЕ...
Алексей Максимович Горький написал автобиографическое произведение-трилогию, первая часть которого рассказывает о детстве писателя в семье деда, Василия Васильевича Каширина.
Каширин – отец матери писателя. Василий Васильевич был маленького роста худощавым старичком, нос его от старости стал похож на птичий клюв, но маленькие живые глаза сохранили свой яркий зеленый цвет. Одежда его красовалась многочисленными цветными заплатами, но была аккуратной, и он выглядел чище и достойнее своих сыновей, одетых в красивую богатую одежду. Старик Каширин был отцом троих детей, у него было два сына, и дочь Варвара, мать писателя.
Василий Васильевич по-разному относился к своим детям: дочь он немного побаивался, а сыновей и вовсе недолюбливал. Михаил и Яков думали лишь о том, как завладеть отцовским наследством, лишив такого права свою сестру. Стяжательские наклонности сыновей, мечтающих о богатстве, и их жажда наживы были не по душе Каширину, который с раннего детства трудился не покладая рук, и всего добился своим горбом. Свое предпочтение Василий Васильевич отдавал больше своему приемному сыну, Цыганку. Цыганок умел и любил трудиться, и старик в нем видел достойного продолжателя своего дела. Несчастный случай и желание сыновей избавиться от сильного конкурента, рано унесли жизнь молодого Цыганка, о чем Каширин глубоко сожалел.
У деда была своя мастерская. В доме постоянно толкалось много народа: собственные дети, внуки, работники. Старик держал всех своих домочадцев в строгости, вынося наказание за любую провинность. Но Василий Васильевич был честным и справедливым человеком, ему претила человеческая подлость и подхалимаж, и он сурово боролся с этими пороками обитателей своего дома. Алеша был ему ближе других внуков, он учил его читать, много рассказывал о своей нелегкой жизни, о жизни других людей, учил справедливости. Алексей, как и другие жильцы, не избегал порки деда, но это воспитало в нем стойкость и силу духа. Пример деда, властного и жестокого, его отношение к окружающим, оставили неизгладимый след в душе будущего писателя.
В старости Каширин часто задавал вопрос Акулине Ивановне, почему у них выросли такие подлые сыновья. Все это привело к тому, что Каширин разорился и пошел по миру, оставшись в нищете.
И все равно, образ Каширина – это образ сильного и мужественного человека, оставившего свой след на земле.
Одной из основных проблем, поднятых в произведении, является проблема чести и долга, которая реалистически показана автором во всех ее проявлениях: от чести и долга простого крестьянина или беглого казака до самой императрицы.
Пушкин начинает рассказ с детства Гринева. Сначала это беспечный мальчик, но испытания, которые проходит главный герой, раскрывают его истинный характер. Человек чести и слова предстает перед нами во всем своем величии.
Капитану Миронову командующему Белогорской крепостью человеку необразованному, но самому честному и доброму сразу понравился, Гринев попавший под его командование. В семье Мироновых Гринева принимают как родного человека.
С приездом в Белогорскую крепость многое изменилось в жизни Гринева. Здесь он впервые стал поступать по совести, здесь он встретил Машу и полюбил ее.
Полнейшая противоположность Гринева – Швабрин. Швабрин представитель гвардейского офицерства. Великолепное образование светского человека, тем не менее, не делает Швабрина хорошим человеком. Он клевещет на Машу, примыкает к восстанию исключительно ради себя и своей выгоды – иначе его бы повесили. Поступаясь дворянской честью, он вливается в ряды бунтовщиков и теперь раскрывается вся его суть. Даже Емельян Пугачев не доверяет присягнувшему на верность Швабрину, ведь тот сделал это с невероятной легкостью.
Во время самого бунта особенно ярко проявились нравственные качества всех его участников, чего стоит истинный героизм капитана Миронова и его жены, которые предпочли смерть служению самозванцу. Они до конца выполнили свой долг. Так же поступил и Гринев, чем вызвал уважение Пугачева. Не чужды понятия чести и долга и Пугачеву. Он сумел оценить эти качества в Гриневе и во всем ему благодетельствовал. Исключительно стараниями Пугачева Гринев и Маша обрели друг друга. Впоследствии даже сам Гринев сумел увидеть и оценить в бунтаре и самозванце человека чести, которому присуще и чувство долга. В этом состоит главное отличие Гринева-сына от старика Гринева, для которого важнее всего были честь и долг офицера-дворянина. Гринев-младший сумел расширить эти понятия до их общечеловеческого значения и не отказал в человечности такому, казалось бы, чуждому человеку, как Пугачев.
Дружба с предводителем крестьянского восстания должна была бы самым отрицательным образом повлиять на судьбу героя. И действительно, мы видим, как по доносу его арестовывают и уже готовят отправить на эшафот вслед за Пугачевым. Однако дело решает Маша Миронова, которая считает своим долгом поехать в Петербург и рассказать императрице, как было дело на самом деле, надеясь на «милость» монаршую, а не на «правосудие». Чудесная встреча девушки с дамой, впоследствии оказавшейся самой императрицей, и помилование Гринева еще раз показывают, что в обществе, живущем по законам чести и долга, гораздо легче добиться правды.
ВЫДЕЛИ САМОЕ ОСНОВНОЕ...
Алексей Максимович Горький написал автобиографическое произведение-трилогию, первая часть которого рассказывает о детстве писателя в семье деда, Василия Васильевича Каширина.
Каширин – отец матери писателя. Василий Васильевич был маленького роста худощавым старичком, нос его от старости стал похож на птичий клюв, но маленькие живые глаза сохранили свой яркий зеленый цвет. Одежда его красовалась многочисленными цветными заплатами, но была аккуратной, и он выглядел чище и достойнее своих сыновей, одетых в красивую богатую одежду. Старик Каширин был отцом троих детей, у него было два сына, и дочь Варвара, мать писателя.
Василий Васильевич по-разному относился к своим детям: дочь он немного побаивался, а сыновей и вовсе недолюбливал. Михаил и Яков думали лишь о том, как завладеть отцовским наследством, лишив такого права свою сестру. Стяжательские наклонности сыновей, мечтающих о богатстве, и их жажда наживы были не по душе Каширину, который с раннего детства трудился не покладая рук, и всего добился своим горбом. Свое предпочтение Василий Васильевич отдавал больше своему приемному сыну, Цыганку. Цыганок умел и любил трудиться, и старик в нем видел достойного продолжателя своего дела. Несчастный случай и желание сыновей избавиться от сильного конкурента, рано унесли жизнь молодого Цыганка, о чем Каширин глубоко сожалел.
У деда была своя мастерская. В доме постоянно толкалось много народа: собственные дети, внуки, работники. Старик держал всех своих домочадцев в строгости, вынося наказание за любую провинность. Но Василий Васильевич был честным и справедливым человеком, ему претила человеческая подлость и подхалимаж, и он сурово боролся с этими пороками обитателей своего дома. Алеша был ему ближе других внуков, он учил его читать, много рассказывал о своей нелегкой жизни, о жизни других людей, учил справедливости. Алексей, как и другие жильцы, не избегал порки деда, но это воспитало в нем стойкость и силу духа. Пример деда, властного и жестокого, его отношение к окружающим, оставили неизгладимый след в душе будущего писателя.
В старости Каширин часто задавал вопрос Акулине Ивановне, почему у них выросли такие подлые сыновья. Все это привело к тому, что Каширин разорился и пошел по миру, оставшись в нищете.
И все равно, образ Каширина – это образ сильного и мужественного человека, оставившего свой след на земле.