В романе Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание" одна их основных мыслей - соответствие цели и средств, которыми она достигается. Эта мысль красной нитью проходит сквозь весь роман. Главный герой романа, студент Родион Раскольников, на своем примере наглядно доказывает, что даже самая благородная цель не оправдывает жестокости и преступления.
Родион Раскольников создает целую "теорию" для оправдания преступлений, совершаемых во имя и во благо чего-то. На страницах романа герой долго и подробно излагает ее. Следует, однако, отметить, что большую часть посылок этой теории Раскольников (то есть, конечно, автор) не выдумал. Достаточно вспомнить некоторые постулаты популярных в те годы философов - Герберта Спенсера с его социал-дарвинизмом и Фридриха Ницше с его концепцией сверхчеловека. Так или иначе, Раскольников убедил сам себя в том, что есть люди, которым позволено больше, чем всем остальным. И он сам, конечно же, относится к этой группе. "Тварь ли я дрожащая или право имею?" - во герой. ответ предсказуем. Уверенный на тот момент в собственной правоте, Раскольников убивает - во имя благой цели, разумеется. Убивает крайне несимпатичную старуху-процентщицу, а заодно и ее сестру, повинную только в том, что та оказалась не в том месте не в то время. Все, что происходит с героем после, служит единственной цели: показать глубину неправоты героя.
Известно, что Федор Михайлович Достоевский был религиозен. Известно и то, что гордыня - смертный грех (и не только в христианстве). Может быть, именно поэтому Федор Михайлович в своем романе так мастерски показал, что гордыню и насилие нельзя оправдать даже самой благородной целью?
В романе Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание" одна их основных мыслей - соответствие цели и средств, которыми она достигается. Эта мысль красной нитью проходит сквозь весь роман. Главный герой романа, студент Родион Раскольников, на своем примере наглядно доказывает, что даже самая благородная цель не оправдывает жестокости и преступления.
Родион Раскольников создает целую "теорию" для оправдания преступлений, совершаемых во имя и во благо чего-то. На страницах романа герой долго и подробно излагает ее. Следует, однако, отметить, что большую часть посылок этой теории Раскольников (то есть, конечно, автор) не выдумал. Достаточно вспомнить некоторые постулаты популярных в те годы философов - Герберта Спенсера с его социал-дарвинизмом и Фридриха Ницше с его концепцией сверхчеловека. Так или иначе, Раскольников убедил сам себя в том, что есть люди, которым позволено больше, чем всем остальным. И он сам, конечно же, относится к этой группе. "Тварь ли я дрожащая или право имею?" - во герой. ответ предсказуем. Уверенный на тот момент в собственной правоте, Раскольников убивает - во имя благой цели, разумеется. Убивает крайне несимпатичную старуху-процентщицу, а заодно и ее сестру, повинную только в том, что та оказалась не в том месте не в то время. Все, что происходит с героем после, служит единственной цели: показать глубину неправоты героя.
Известно, что Федор Михайлович Достоевский был религиозен. Известно и то, что гордыня - смертный грех (и не только в христианстве). Может быть, именно поэтому Федор Михайлович в своем романе так мастерски показал, что гордыню и насилие нельзя оправдать даже самой благородной целью?