Николай павлович - император; поручает атаману платову найти мастеров, которые могли бы создать вещь, достойную большего удивления, чем стальная блоха. он посылает левшу вместе с подкованной им блохой в показать искусство . в противоположность своему брату александру павловичу николаи павлович выступает в роли "патриота". тождество николая павловича с императором николаем i условно. платов - казачий атаман; сопровождает императора александра павловича в поездке в ; дает николаю павловичу совет обратиться к мастерам, которые могут создать вещь, достойную большего удивления, чем стальная танцующая блоха. платов отдает приказ левше и двум его товарищам изготовить такую вещь. платов выступает в функции патриота, проницательного изобличителя коварства иностранцев () . он отворачивает замок у пистолета и обнаруживает утаенную надпись с именем мастера-создателя и т. д. платов противопоставлен александру павловичу, плененному достижениями техники. черты патриота - радетеля за благо отечества в образе платова мифологизированы. платова отличают беззаветный патриотизм и прямодушие, из-за которого он теряет благосклонность николая павловнча, уважение к. мастерству простых людей одновременно платову свойственно презрительное отношение к личному достоинству зависящих от него людей, использование побоев и угроз как наилучшей меры воздействия. платов - единственный сановник, попытавшийся вернуться на родину заболевшему левше. тождество платова с казачьим атаманом .м. и. платовым, участником отечественной войны 1812 г. сопровождавшим императора александра i во время путешествия в , условно. чернышев - граф, вельможа при дворе николая павловича. выступает в функции "вредителя", утаивающего от николая павловича сообщение левши, что в отличие от ружья кирпичом не чистят. чернышев препятствует доктору мартын-сольскому, которому сообщил о чистке ружей умирающий левша, донести известие до императора. в результате позднее, в крымской войне, армия терпит поражение от , потому что в чищенных кирпичом, истончившихся ружейных стволах пули не держатся. тождество чернышева с графом л. и. чернышевым, военным министром в 1832-1855 гг. , условно.
Жюльен при первой встрече обратил внимание на глаза матильды. никакого потрясения там не было! наоборот, сорель довольно быстро потерял интерес к дочери г-на де ла-моль. " он (жюльен сорель) заметил молодую особу, светлую блондинку, необыкновенно стройную. она подошла к столу и села напротив него. она ему совсем не понравилась; однако, поглядев более внимательно, он подумал, что никогда еще не видел таких красивых глаз; но только они изобличали необыкновенно холодную душу. потом жюльен уловил в них выражение скуки, которая пытливо приглядывается, но непрестанно помнит о том, что ей надлежит быть величественной. «вот у госпожи де реналь были красивые глаза, — думал он, — ей все говорили об этом, но в них нет ничего общего с этими глазами» . у жюльена было еще слишком мало опытности, чтобы понять, что огоньки, загоравшиеся иногда в глазах мадмуазель матильды, — он слышал, что ее так называли, — были не чем иным, как огнем остроумия. а когда загорались глаза г-жи де реналь, — это было пламя страсти или огонь благородного негодования, охватывавшего ее, если при ней рассказывали о каком-нибудь возмутительном поступке. к концу обеда жюльен нашел словечко, которое хорошо определяло особенную красоту глаз м-ль де ла-моль. «они у нее искрометные» , — сказал он про себя. а в общем, она была ужасно похожа на мать, которая казалась жюльену все более и более противной, — и он перестал на нее смотреть. " чёрное платье на матильде жюльен видит позже, даже не при второй или третьей встрече. "жюльен проводил ее взглядом. его восхитил этот контраст: простота ее сегодняшнего туалета по сравнению с изысканной роскошью вчерашнего наряда. и лицо ее почти столь же разительно отличалось от того лица, какое у нее было вчера. эта молодая девушка, такая надменная на у герцога де реца, сейчас смотрела каким-то почти умоляющим взглядом. «, это черное платье, — подумал жюльен, — еще больше подчеркивает красоту ее фигуры. у нее поистине царственная осанка; только почему она в трауре? если спросить у кого-нибудь, что означает этот траур, не вышло бы опять какой-нибудь неловкости». " потом жюльен узнает причину, по которой матильда (одна из семьи) носила траур.. "30 апреля 1574 года самый красивый юноша того времени, бонифас де ла-моль, и его друг, пьемонтский дворянин де коконассо, были обезглавлены на гревской площади. де ла-моль был возлюбленным маргариты, королевы наваррской, ее обожаемым возлюбленным, и заметьте, — добавил академик, — что мадемуазель де ла-моль носит имя матильда-маргарита. " сильнее, по-моему мнению, жюльена могло бы потрясти то, что матильда заберёт с собой его голову после казни.