повествование ведется от первого лица. автор приехал в москву и остановился в скромном номере гостиницы близ арбата. он влюблен и живет, мечтая о новых встречах с своего сердца. пока они виделись только три раза. молодая особа также полюбила его, но она замужем и боится, что муж догадается о ее чувствах к другому, и об их тайных встречах. она даже думает, что он уже прочитал любовные послания, открыв подобранным ключом ящик ее стола.
влюбленные планируют поездку на кавказ. они мечтают сесть в один поезд, доехать на побережье моря и пожить вдвоем всласть в диких удаленных от людей местах хотя бы три-четыре недели. автор повествования уже бывал недалеко от сочи и часто с ностальгией вспоминает чудесную природу тех мест. планируя и мечтая, влюбленные слабо верили в успех - таким невероятно счастливым казалось им путешествие к морю вдвоем.
в день отъезда автор прибыл на вокзал загодя, а его возлюбленная, как условились для безопасности, должна приехать как можно позднее. он волновался, выглядывая в окно своего купе: ведь она появилась с мужем–офицером почти с третьим звонком и поспешила сесть в свой - соседний вагон. они встретились в его купе, и взволнованная девушка, слегка ему улыбнувшись, сказала, что опасается, как бы муж не поехал следом. она дала два адреса - в геленджике и в гаграх - и ждет, что он будет ее искать там буквально через несколько дней. весь путь они любуются пейзажами за окном и своим пребыванием вместе. в гаграх неверная жена оставила мужу записку, что не может дать ему точный адрес.
влюбленные нашли отличное уединенное место, и долгие дни упивались морем, отдыхом, взаимной любовью. часто случались грозы - и молодая женщина плакала над участью бездомных животных.
муж тем временем действительно искал любимую жену. ее не было ни в сочи, ни в геленджике, ни в гаграх. пребывая в сочи, он поплавал в море, побрился. потом опустошил бутылку шампанского и выпил кофе, выкурил сигарету. не спеша, он поднялся в свой номер и выстрелил сразу в два виска из двух револьверов.
Роман А. С. Пушкина, посвященный событиям крестьянской войны 1773―1774 гг., неслучайно носит название «Капитанская дочка». Наряду с историческим персонажем Емельяном Пугачевым, вымышленным главным героем ― рассказчиком Петром Гриневым и другими действующими лицами романа важное значение имеет образ Марьи Ивановны, дочери капитана Миронова.
Воспитывалась Марья Ивановна в среде простых, непритязательных «старинных людей», имевших невысокий уровень культуры, ограниченность умственных интересов, но мужественных, честных и преданных своему долгу, как они его понимали.
Все это оказало решающее влияние на формирование характера девушки.
Первое впечатление от Марьи Ивановны ― впечатление о посредственности. В ее внешности сразу подчеркивается и обыкновенность: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло‑русыми волосами, гладко зачесанными за уши». Рассказчик замечает: «С первого взгляда она не очень мне понравилась». В манере Марьи Ивановны держаться проявляются скромность и застенчивость. Она сидит в стороне, шьет, краснеет, когда о ней говорят за столом. Постепенно за этой простотой, обыденностью вступает что‑то в высшей степени привлекательное. «Марья Ивановна скоро перестала меня дичиться. Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку», ─ говорит рассказчик. Она привязывается к молодому офицеру, верно оценив его как честного и доброго человека, а перед этим она отвергла гвардейского офицера Швабрина, хотя тот был образованнее и, казалось бы, мог произвести впечатление на провинциальную девушку. Полюбив Гринева, Марья Ивановна просто отвечает на его объяснение. «Она без всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности». Вся история любви Марьи Ивановны к Гриневу ― доказательство глубины ее натуры к большому, настоящему чувству. После того как отец Гринева отказал сыну в разрешении на женитьбу, а Марья Ивановна решила, что ей «не судьба» быть за Гриневым, что следует покориться «воле божьей», она не перестает его любить. В тяжелых испытаниях и превратностях судьбы ее бескорыстная любовь крепнет. Пережитое ею развивает и закаляет ее стойкость.
Привлекательность, простота и искренность девушки, доброе отношение к людям действуют на окружающих. Мы видим, что ее любят и крепостная девушка Палаша, и Савельич. Попадья готова сделать для нее все, подвергая себя немалому риску, скрыв от Пугачева, что Маша ― дочь коменданта. Вполне понятно, что родители Гринева, познакомившись с ней, «вскоре к ней искренне привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить».
В испытаниях, которые пришлось перенести Марье Ивановне, проявились ее душевная сила и стойкость. Ее решение ехать в Петербург показывает, что в этой скромной девушке заложена большая сила характера. «Она непрестанно думает о средствах, как бы меня замечает рассказчик. При этом Марья Ивановна совершенно самостоятельно составляет целый план действий, требующий энергии и смелости. Судьба ей покровительствует, но ведь и то обстоятельство, что «жена смотрителя тот час же с нею разговорилась», объявила, что она «племянница придворного истопника», свидетельствует о Марьи Ивановны очень быстро располагать к себе людей, самых различных и по характеру, и по положению. Добившись счастливого решения, Марья Ивановна в тот же день, «не полюбопытствовав взглянуть на Петербург, обратно поехала в деревню».
Несомненно, что автора привлекает Марья Ивановна. Одним из средств поэтизации образа героини служит привлечение в качестве эпиграфов, относящихся к Марье Ивановне, прекрасных народных песен, по содержанию своему отвечающих той или иной ситуации повести. Таков, например, эпиграф к главе XII «Сирота»:
повествование ведется от первого лица. автор приехал в москву и остановился в скромном номере гостиницы близ арбата. он влюблен и живет, мечтая о новых встречах с своего сердца. пока они виделись только три раза. молодая особа также полюбила его, но она замужем и боится, что муж догадается о ее чувствах к другому, и об их тайных встречах. она даже думает, что он уже прочитал любовные послания, открыв подобранным ключом ящик ее стола.
влюбленные планируют поездку на кавказ. они мечтают сесть в один поезд, доехать на побережье моря и пожить вдвоем всласть в диких удаленных от людей местах хотя бы три-четыре недели. автор повествования уже бывал недалеко от сочи и часто с ностальгией вспоминает чудесную природу тех мест. планируя и мечтая, влюбленные слабо верили в успех - таким невероятно счастливым казалось им путешествие к морю вдвоем.
в день отъезда автор прибыл на вокзал загодя, а его возлюбленная, как условились для безопасности, должна приехать как можно позднее. он волновался, выглядывая в окно своего купе: ведь она появилась с мужем–офицером почти с третьим звонком и поспешила сесть в свой - соседний вагон. они встретились в его купе, и взволнованная девушка, слегка ему улыбнувшись, сказала, что опасается, как бы муж не поехал следом. она дала два адреса - в геленджике и в гаграх - и ждет, что он будет ее искать там буквально через несколько дней. весь путь они любуются пейзажами за окном и своим пребыванием вместе. в гаграх неверная жена оставила мужу записку, что не может дать ему точный адрес.
влюбленные нашли отличное уединенное место, и долгие дни упивались морем, отдыхом, взаимной любовью. часто случались грозы - и молодая женщина плакала над участью бездомных животных.
муж тем временем действительно искал любимую жену. ее не было ни в сочи, ни в геленджике, ни в гаграх. пребывая в сочи, он поплавал в море, побрился. потом опустошил бутылку шампанского и выпил кофе, выкурил сигарету. не спеша, он поднялся в свой номер и выстрелил сразу в два виска из двух револьверов.
Роман А. С. Пушкина, посвященный событиям крестьянской войны 1773―1774 гг., неслучайно носит название «Капитанская дочка». Наряду с историческим персонажем Емельяном Пугачевым, вымышленным главным героем ― рассказчиком Петром Гриневым и другими действующими лицами романа важное значение имеет образ Марьи Ивановны, дочери капитана Миронова.
Воспитывалась Марья Ивановна в среде простых, непритязательных «старинных людей», имевших невысокий уровень культуры, ограниченность умственных интересов, но мужественных, честных и преданных своему долгу, как они его понимали.
Все это оказало решающее влияние на формирование характера девушки.
Первое впечатление от Марьи Ивановны ― впечатление о посредственности. В ее внешности сразу подчеркивается и обыкновенность: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло‑русыми волосами, гладко зачесанными за уши». Рассказчик замечает: «С первого взгляда она не очень мне понравилась». В манере Марьи Ивановны держаться проявляются скромность и застенчивость. Она сидит в стороне, шьет, краснеет, когда о ней говорят за столом. Постепенно за этой простотой, обыденностью вступает что‑то в высшей степени привлекательное. «Марья Ивановна скоро перестала меня дичиться. Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку», ─ говорит рассказчик. Она привязывается к молодому офицеру, верно оценив его как честного и доброго человека, а перед этим она отвергла гвардейского офицера Швабрина, хотя тот был образованнее и, казалось бы, мог произвести впечатление на провинциальную девушку. Полюбив Гринева, Марья Ивановна просто отвечает на его объяснение. «Она без всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности». Вся история любви Марьи Ивановны к Гриневу ― доказательство глубины ее натуры к большому, настоящему чувству. После того как отец Гринева отказал сыну в разрешении на женитьбу, а Марья Ивановна решила, что ей «не судьба» быть за Гриневым, что следует покориться «воле божьей», она не перестает его любить. В тяжелых испытаниях и превратностях судьбы ее бескорыстная любовь крепнет. Пережитое ею развивает и закаляет ее стойкость.
Привлекательность, простота и искренность девушки, доброе отношение к людям действуют на окружающих. Мы видим, что ее любят и крепостная девушка Палаша, и Савельич. Попадья готова сделать для нее все, подвергая себя немалому риску, скрыв от Пугачева, что Маша ― дочь коменданта. Вполне понятно, что родители Гринева, познакомившись с ней, «вскоре к ней искренне привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить».
В испытаниях, которые пришлось перенести Марье Ивановне, проявились ее душевная сила и стойкость. Ее решение ехать в Петербург показывает, что в этой скромной девушке заложена большая сила характера. «Она непрестанно думает о средствах, как бы меня замечает рассказчик. При этом Марья Ивановна совершенно самостоятельно составляет целый план действий, требующий энергии и смелости. Судьба ей покровительствует, но ведь и то обстоятельство, что «жена смотрителя тот час же с нею разговорилась», объявила, что она «племянница придворного истопника», свидетельствует о Марьи Ивановны очень быстро располагать к себе людей, самых различных и по характеру, и по положению. Добившись счастливого решения, Марья Ивановна в тот же день, «не полюбопытствовав взглянуть на Петербург, обратно поехала в деревню».
Несомненно, что автора привлекает Марья Ивановна. Одним из средств поэтизации образа героини служит привлечение в качестве эпиграфов, относящихся к Марье Ивановне, прекрасных народных песен, по содержанию своему отвечающих той или иной ситуации повести. Таков, например, эпиграф к главе XII «Сирота»: