ИскандераФазиль Абдулович Искандер в своём творчестве нередко рассуждает о философских вопросах, которые на самом деле определяют нашу с вами жизнь и задают определённую систему ценностей для каждого человека. В его рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» (1964 г.) под, казалось бы, вполне обычной историей из школьной жизни скрывается целый комплекс смыслов.
Действие рассказа происходит в годы Великой отечественной войны. Перед читателем рисуется жизнь обычной школы. Главный герой – ученик 5 «Б» класса, который не смог выполнить домашнее задание в виде решения задачи по математике. Мальчик боится своего учителя и решает всячески повлиять на то, чтобы урок не состоялся.
Просто прогулять? Нет, занятия Харлампия Диогеновича пропустить было нельзя. Поэтому герой решается уговорить школьного врача и медсестру провести в их классе вакцинацию, заняв большую часть урока. Его задумка успешно реализуется, но вот учитель разгадывает корыстные планы своего ученика и называет его уловки «тринадцатым подвигом Геракла».
Сюжетная композиция строится на приёме ретроспекции. Читатель знакомится с событиями произведения со слов уже взрослого рассказчика, который является главным героем и тем самым мальчишкой, не решившим пресловутую задачку по математике. Получается, что весь рассказ – это воспоминание, которое определило в какой-то степени настоящую жизнь бывшего ученика.
Песня трагическая до крайней степени. Много было и печен, и стихов про горе женское, когда погибал на войне муж, кормилец, отец детей, и вдова-солдатка вынуждено тянула на себе все тяготы жизни... А тут с войны возвращается герой, победитель, видевший за 4 года столько страшного, что, казалось, ничем его уже не напугать. Наверное, всю войну представлял он, как вернется в родное село, обнимет свою Прасковью, и заживут они долго и счастливо. А Прасковья не дождалась... И рвут сердце мужские слезы у могильного холма.
Между прочим, песню долго не разрешали исполнять по радио. Считалось, что победа - это великое счастье, горя после нее нет, а фраза "куда теперь идти солдату, кому нести печаль свою?" была признана чуть-ли не антисоветской! Предполагалось, что в советском обществе подобное душевное одиночество немыслимо.
ИскандераФазиль Абдулович Искандер в своём творчестве нередко рассуждает о философских вопросах, которые на самом деле определяют нашу с вами жизнь и задают определённую систему ценностей для каждого человека. В его рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» (1964 г.) под, казалось бы, вполне обычной историей из школьной жизни скрывается целый комплекс смыслов.
Действие рассказа происходит в годы Великой отечественной войны. Перед читателем рисуется жизнь обычной школы. Главный герой – ученик 5 «Б» класса, который не смог выполнить домашнее задание в виде решения задачи по математике. Мальчик боится своего учителя и решает всячески повлиять на то, чтобы урок не состоялся.
Просто прогулять? Нет, занятия Харлампия Диогеновича пропустить было нельзя. Поэтому герой решается уговорить школьного врача и медсестру провести в их классе вакцинацию, заняв большую часть урока. Его задумка успешно реализуется, но вот учитель разгадывает корыстные планы своего ученика и называет его уловки «тринадцатым подвигом Геракла».
Сюжетная композиция строится на приёме ретроспекции. Читатель знакомится с событиями произведения со слов уже взрослого рассказчика, который является главным героем и тем самым мальчишкой, не решившим пресловутую задачку по математике. Получается, что весь рассказ – это воспоминание, которое определило в какой-то степени настоящую жизнь бывшего ученика.
Песня трагическая до крайней степени. Много было и печен, и стихов про горе женское, когда погибал на войне муж, кормилец, отец детей, и вдова-солдатка вынуждено тянула на себе все тяготы жизни... А тут с войны возвращается герой, победитель, видевший за 4 года столько страшного, что, казалось, ничем его уже не напугать. Наверное, всю войну представлял он, как вернется в родное село, обнимет свою Прасковью, и заживут они долго и счастливо. А Прасковья не дождалась... И рвут сердце мужские слезы у могильного холма.
Между прочим, песню долго не разрешали исполнять по радио. Считалось, что победа - это великое счастье, горя после нее нет, а фраза "куда теперь идти солдату, кому нести печаль свою?" была признана чуть-ли не антисоветской! Предполагалось, что в советском обществе подобное душевное одиночество немыслимо.